Возрастная психология. Этапы развития ребенка

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через пять-шесть лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие. Например, память маленького ребенка не просто слабее или сильнее, чем у старшего школьника, – она у него иная. Маленькие дети, как правило, быстрее запоминают стихи или слова иностранного языка. Однако это не означает, что у школьника память хуже. Требования, предъявляемые к памяти школьника, несравненно выше, чем возможности памяти маленького ребенка, а более легкое запоминание слов маленькими детьми определяется тем, что на разных этапах развития свойства памяти проявляются по-разному и само развитие определяется не только количественными изменениями, но в первую очередь изменением качественных характеристик. Поэтому не случайно, что процесс развития психики ребенка носит этапный характер. Каждый из этапов развития психики ребенка характеризуется как самостоятельная стадия развития. Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам.

Следует сразу отметить, что существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней – 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства (3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

Как мы видим, между этими подходами существуют определенные различия. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.

Первая стадия – стадия новорожденного (до 2 месяцев). Что характерно для этой стадии? Прежде всего то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4 / 5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют вовсе. Тем не менее стадия новорожденного является первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное – особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери.

В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления»…

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Тем более что к этому времени ребенок уже может сидеть самостоятельно, что обеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. В это же время ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Таким образом, укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что в свою очередь является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку – ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя – взрослый его убирает.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чаще сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.

Другое важное отличие этого возраста состоит в том, что у ребенка в процессе предметного общения со взрослым становится возможным неимпульсивное подражание взрослым. В результате ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это в свою очередь обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операций с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека. Постепенно ребенок начинает все более совершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периода ребенок овладевает и самостоятельной ходьбой.

Таким образом, основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослым с ними, т.е. происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны, это развитие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами – это манипулирование ими в процессе игры.

Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно.

На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией – стадией дошкольного возраста – является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т.е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. В это время ребенок стремится выполнять все больший круг известных действий. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.

Следовательно, основные особенности психического развития ребенка на данном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружающим предметам, в подражании поведению взрослых и в формировании основных функций мышления.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от предыдущего возрастного периода и игры-манипуляции сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Если раньше ребенок только подходил к овладению специфическими человеческими отношениями к предмету, то теперь предметы для него выступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя определенную социальную роль – роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Неслучайно сюжетные игры часто называют ролевыми играми. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т.д. По мнению А. Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.

Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Все главные изменения в психическом развитии, наблюдаемые на этой стадии, связаны в первую очередь с учебой.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Не менее серьезные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребенка. Ребенок теперь должен не просто запоминать, он должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мышление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последовательным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, но он учится правильно пользоваться грамматическими категориями.

В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего у него меняются интересы. Детские интересы, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются учебными интересами. Дети проявляют повышенную заинтересованность в получении нового материала, особенно в начальных классах. Они с большим интересом слушают рассказы о животных, о путешествиях и т.д.

Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив. Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность». Все люди, окружавшие его ранее, в том числе и дети в детском саду, не были коллективом. Основной социально значимой единицей для ребенка была семья.

Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки – женской.

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе.

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка.

Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Следует отметить, что развитие, психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.

Вконтакте


Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь развития.
Ребёнок, будучи при рождении совершенно беспомощным, постепенно превращается в активного члена общества, творчески изменяющего окружающий мир.
Психическое развитие ребёнка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов.
Сравнивая детей двух различных возрастов (например, дошкольника и школьника), мы замечаем, что между ними существует не только различие в количестве знаний. Они мыслят и чувствуют по-разному.
Так, мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с его речевой деятельностью, имеет ещё чрезвычайно наглядный, образный характер. Для того, чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо на непосредственное восприятие окружающего ребёнка, либо на конкретные представления, образовавшиеся у него ранее.
В отличие от ребёнка дошкольного возраста, школьник способен уже к абстрактному мышлению. Он может понять что-либо сообщённое ему в обобщённой форме даже тогда, когда налицо нет соответствующего наглядного материала. Подобные же качественные изменения происходят в области развития воли и чувств детей. Чем же объясняется переход ребёнка с одной ступени психического развития на другую?
Физиологической основой изменения психики ребёнка является развитие его нервной системы, развитие высшей нервной деятельности. С возрастом увеличивается масса головного мозга, совершенствуется его анатомическое строение. Если у новорождённого вес мозга составляет, в среднем, 380 г, то в семилетнем возрасте он достигает 1350 г. Вместе с увеличением массы мозга и совершенствованием его строения происходит развитие высшей нервной деятельности.
Запас безусловных рефлексов, с которыми рождается ребёнок, очень ограничен, что делает новорождённого беспомощным существом, неспособным к сколько-нибудь самостоятельной деятельности. Человеческое дитя должно всему учиться - учиться сидеть, стоять, ходить, действовать руками, говорить и т. д. В нервной деятельности ребёнка очень рано важнейшую роль приобретает работа больших полушарий головного мозга, заключающаяся в образовании временных, условно-рефлекторных связей. Первые условные рефлексы начинают возникать у ребёнка в середине первого месяца жизни. Постепенно, по мере развития ребёнка, под влиянием воспитания условно-рефлекторная деятельность ребёнка становится более сложной. Условные рефлексы начинают возникать не только в непосредственной связи с безусловными, но и на основе ранее сформированных условных рефлексов.
Существенную роль в развитии детей играет подражание. Новые временные связи формируются не только в результате личного практического опыта ребёнка, но и путём подражания словам и действиям окружающих людей.
С возрастом увеличивается влияние больших полушарий на низшие отделы нервной системы. Если на ранних ступенях развития действия ребёнка под непосредственным влиянием работы подкорковых центров имеют несдержанный, импульсивный характер, то позднее, у старших детей, они становятся более организованными, подчиняясь контролю больших полушарий.
Важнейшее значение в развитии ребёнка имеет овладение словарным фондом и грамматическим строем родного языка. Под влиянием речи окружающих людей у ребёнка формируется вторая сигнальная система, что приводит к изменению всей высшей нервной деятельности. С возрастом повышается роль слова в познавательных и волевых процессах детей. Если младенец приобретает знания и умения, главным образом, под влиянием непосредственного восприятия окружающих предметов и действий, с ними совершаемых, то дошкольника уже многому можно научить, многое можно заставлять делать под влиянием словесного описания, под влиянием словесной инструкции.
Вместе с тем ребёнок, научаясь обозначать словами не только отдельные предметы, но и сложные события, с ним происходящие, переходит к более обобщённым формам мышления, отвлекается от второстепенных свойств вещей, выделяет в них более важные, существенные. Таким образом, с формированием второй сигнальной системы у ребёнка появляются новые, более сложные психические процессы.
Образование условных рефлексов зависит от подкрепления одних реакций ребёнка и неподкрепления других. Подкрепление ведёт к закреплению, фиксации временной связи, в то время как неподкрепление ведёт к её торможению, угашению. Подкрепления, способствующие образованию временных связей, изменяются с развитием ребёнка. Если в первые месяцы жизни важнейшую роль в образовании условных рефлексов играет пищевое и защитное (при охлаждении, ярком свете, болевых ощущениях) подкрепление, то в дальнейшем всё большее значение приобретает подкрепление ориентировочное (всякого рода новые раздражители вызывают ориентировочную реакцию ребёнка: внимательное рассматривание, ощупывание нового объекта, прислушивание к новым звукам и т. д.).
Вместе с тем уже на третьем месяце жизни образование новых временных связей начинает подкрепляться эмоциональными реакциями, вызванными общением ребёнка с окружающими людьми. Уже к концу первого года это общение приобретает речевой характер. По мере того как ребёнок овладевает родным языком, всё большую роль в образовании временных связей играет речевое подкрепление. Выраженные в речи требования окружающих людей, их одобрение и порицание закрепляют одни реакции ребёнка и тормозят, угашают другие. Таким образом, под влиянием окружающих условий изменяется высшая нервная деятельность, происходит развитие психики ребёнка.
Психическое развитие ребёнка определяется условиями жизни и воспитанием. Под условиями жизни следует понимать всю совокупность обстоятельств, в которых живёт ребёнок, и прежде всего те общественные условия, в которых он развивается.
В капиталистических странах, где детей трудящихся лишают детства, подвергая с малых лет жестокой эксплуатации, их психическое развитие проходит существенно иначе, чем в стране социалистической, где всячески оберегают права ребёнка, создавая необходимые условия для его всестороннего развития. Говоря об условиях развития ребёнка, необходимо учитывать не только общие особенности существующего общественного строя. Важное значение имеют окружающие ребёнка - его родители, воспитатели и сверстники, те отношения, которые складываются между ними.
Характерные черты жизни советского общества: социалистическое отношение к труду, братская взаимопомощь между советскими людьми, безграничная преданность интересам своей страны - в той или иной степени проявляются в жизни близких ребёнку людей, в жизни его семьи, детского сада, школьного коллектива, что оказывает глубокое влияние на развитие детской психики. Отражение окружающих условий в мозгу ребёнка происходит в процессе его активного приспособления к этим условиям, в процессе его деятельности. Ребёнок является не пассивным созерцателем окружающей жизни, а выполняет в ней активную роль, принимает в ней посильное участие. Активное, деятельное отношение детей к окружающему помогает им яснее его осознать, глубже его пережить. Положительное влияние благоприятных внешних условий на психическое развитие происходит лишь при соответствующей организации жизни и деятельности ребёнка.
Бывает так, что в хороших условиях, у родителей, уделяющих много времени и забот своим детям, ребёнок обнаруживает плохие успехи в ученье, грубит старшим, страдает неряшливостью и ленью. На первый взгляд такие случаи представляются странными. Однако более внимательное их рассмотрение показывает, что при наличии многих благоприятных условий жизнь ребёнка организована неправильно: его балуют, освобождают от выполнения каких бы то ни было обязанностей, не приучают считаться с окружающими людьми, а в результате из ребёнка вырабатывается отрицательный тип эгоиста и лентяя.
Условия жизни ребёнка, характер его деятельности складываются не сами собой, не стихийно, они организуются и создаются путём обучения и воспитания. Ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет воспитание. Родители и воспитатели, передавая ребёнку определённые знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его психику, формируют его способности.
В процессе воспитания необходимо учитывать некоторые врождённые свойства детского организма, в особенности тип нервной системы, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребёнка. Что касается способностей, то они не являются врождёнными.
Для того чтобы сформировались способности к определённой деятельности, необходимы благоприятные условия жизни и соответствующее воспитание. Решающая роль условий жизни и воспитания в развитии способностей особенно ярко обнаруживается в тех случаях, когда люди, обладающие известными органическими недостатками, путём систематических упражнений и упорной работы над собой достигали выдающихся успехов в той или иной области человеческой деятельности.
Так, люди, косноязычные от рождения, делались великими ораторами, хилые и слабые - известными спортсменами, а лишённые абсолютного слуха - знаменитыми музыкантами.
Глубоко неправильными являются взгляды буржуазных лжеучёных - педологов, утверждающих, что наследственные задатки человека якобы неукоснительно, роковым образом, предопределяют ход его психического развития.
Стремясь оправдать преступления буржуазии, безжалостно эксплуатирующей в капиталистических странах детей трудящихся, лишающей их необходимых материальных условий жизни и образования, лжеучёные - педологи клеветнически приписывают этим детям низкий уровень наследственных задатков, якобы не позволяющий им достигнуть той высокой ступени психического развития, до которого подымаются представители эксплуататорских классов.
Центральный Комитет ВКП(б) в своём историческом постановлении от 4 июля 1936 года сурово осудил педологию, разоблачил лженаучность педологических теорий и вредный, антинародный характер педологической практики.
Невиданный расцвет дарований, необычайное развитие способностей в нашей стране, где люди освобождены от капиталистического рабства, где партия и правительство неустанно заботятся о материальном благосостоянии и культурных нуждах народа, где подрастающее поколение воспитывается в духе коммунизма, наглядно показывают нам решающую роль условий жизни и воспитания в психическом развитии человека.
Опыт воспитательной работы и специальные исследования позволили выделить в ходе психического развития детей следующие качественно отличающиеся друг от друга периоды или ступени: младенчество (от рождения до 1 года), преддошкольное детство (от 1 года до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет), младшее школьное детство (от 7 до 10 лет), среднее школьное детство, или подростковый возраст (от 11 до 14 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (от 14 до 17 лет).
Изучение психических особенностей детей различных возрастов имеет важное значение для воспитателя. Глубокое изучение психических особенностей детей различных возрастов даёт возможность педагогу успешно реализовать программу учебно-воспитательной работы.
Перейдём к психологической характеристике детей, находящихся на различных ступенях развития.

Младенчество и преддошкольный возраст

В течение первых трёх лет жизни ребёнок делает огромные успехи в своём физическом и психическом развитии. От рождения он уже обладает рядом безусловных рефлексов, среди которых необходимо в первую очередь отметить пищевой и хватательный. На этой безусловно-рефлекторной основе в середине первого месяца начинают образовываться временные условно-рефлекторные связи. Всякого рода внешние раздражители, которые так или иначе оказываются связанными с актом кормления (различные запахи, цвета, звуки, прикосновения и т. п.), начинают также вызывать положительную пищевую реакцию.
Например, если обычно перед кормлением ребёнка берут на руки, то впоследствии достаточно сделать это движение, чтобы голодный плачущий младенец успокоился, открыл ротик и начал губами искать грудь матери. Таким образом, уже в первые месяцы жизни младенец начинает приспосабливаться к окружающим условиям и вместе с тем анализировать внешние и внутренние раздражители. У него развиваются ощущения окружающей действительности.
Постепенно среди многообразных явлений окружающего мира ребёнок начинает выделять одно, имеющее для него чрезвычайно важное значение. В его жизни появление всяких положительных воздействий и устранение отрицательных так или иначе связано с действиями заботящегося о нём человека - обычно матери.
Поэтому очень рано, примерно на третьем месяце жизни, вид и голос человека начинают вызывать у ребёнка условную положительную реакцию, которая раньше появлялась лишь при непосредственном удовлетворении какой-либо органической потребности (в пище, в тепле, в изменении неудобного положения и т. д.). Эта положительная реакция выражается в улыбке, в негромких «радостных» звуках, во всплескивании ручками. Её обычно называют реакцией «оживления».
Появление этой реакции «оживления» имеет огромное значение для всего последующего психического развития ребёнка. У него устанавливается эмоциональный контакт с окружающими людьми, появляется внимание к их голосу и действиям, что расширяет детский опыт, создаёт предпосылки для развития речи.
Важную роль в образовании новых временных связей у младенца играют ориентировочно-исследовательские рефлексы. Изменение окружающей обстановки, появление новых необычных предметов привлекает к себе внимание ребёнка, останавливает на себе его взор, вызывает ощупывающие движения и т. д. Например, если над кроваткой младенца повесить блестящую погремушку, он начинает внимательно смотреть на неё, тянуться к ней ручками. Иногда случайно он наталкивается на неё пальцами или ладонью. При этом, в силу имеющегося от рождения безусловного хватательного рефлекса, ладонь младенца захлопывается, происходит захватывание предмета. Здесь открываются новые возможности для дальнейшего развития его действий и познания окружающего мира.
Благодаря совместной работе глаза и руки в акте хватания у ребёнка начинают образовываться сложные временные связи между зрительными, осязательными и двигательными раздражителями, развивается восприятие местоположения, величины, формы окружающих предметов.
Знакомство младенца с окружающими людьми и вещами неразрывно связано с овладением первыми словами родного языка.
Появление тех или иных людей или вещей взрослый сопровождает их называнием, и у ребёнка постепенно образуется связь между словом и обозначаемым им предметом или человеком. К концу первого года ребёнок узнаёт близких ему людей, знает ряд окружающих предметов и понимает некоторые слова, их обозначающие. Вместе с тем он владеет рядом движений, хорошо захватывает вещи и манипулирует ими, самостоятельно становится на ноги и делает первые попытки ходить.
В последующий преддошкольный период (от одного года до трёх лет) происходит дальнейшее развитие психики ребёнка. Научившись ходить и оперировать предметами, преддошкольник чрезвычайно расширяет поле своей деятельности.
Продолжая под руководством взрослого знакомиться с окружающим, ребёнок постепенно узнаёт не только некоторые физические свойства вещей, но и способы их употребления. Постелька - чтобы спать, стул - чтобы сидеть, ложка - чтобы ею есть.
Таким образом, у детей создаются не только многие полезные навыки обращения с предметами домашнего обихода, но и некоторое понимание их значения. На этой основе возникают первые подражательные игры, очень ещё примитивные по сравнению с играми дошкольника, но уже воспроизводящие окружающую ребёнка действительность.
Так, двухлетний ребёнок, играя, «кормит» ложкой куклу и мишку, укладывает их спать, надевает на них платье и т. д. Новые временные связи возникают у преддошкольника не только в результате собственного практического опыта, но и в процессе общения с окружающими, а также путём подражания их действиям.
Расширение предметного опыта ребёнка неразрывно связано с развитием детской речи. На протяжении преддошкольного возраста быстро увеличивается словарь ребёнка. К концу второго года возникают первые попытки составить предложение из нескольких слов, сообразуясь с грамматическим строем родного языка.
Вместе с развитием речи идёт формирование детского мышления. Называя сходные предметы одним и тем же словом (например, стул или чашка), ребёнок обобщает эти предметы и образует первые понятия.
Вначале такие попытки обобщения часто бывают очень несовершенны. Так, один полуторагодовалый ребёнок называл словом «яблоко» не только яблоко, но все круглые предметы - мячи, клубок ниток и т. п. Другой ребёнок называл словом «денежки» не только металлические монеты, но и все другие мелкие металлические и блестящие вещи.
Однако как ни несовершенны эти первые детские обобщения, они являются первым шагом в развитии мышления ребёнка.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребёнка.
Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей.
Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер, чем у преддошкольника. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем.
Положительные условные рефлексы образуются у дошкольников очень легко и быстро, часто в результате двух-трёх подкреплений. При этом возможно образование вторичных и третичных условных рефлексов, которые формируются на основе временных связей, сложившихся ранее.
Что касается условного торможения, то выработка его у дошкольников представляет известные трудности. Однако в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Дети научаются воздерживаться от поступков, которые запрещаются взрослыми или не соответствуют требованиям детского коллектива. В дошкольной возрасте возрастает роль коры больших полушарий в регуляции подкорковых центров, что делает поведение ребёнка более организованным, а его эмоции более сложными и разнообразными.
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова, второй сигнальной системы, в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.
Дошкольник постепенно научается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний. Вторая сигнальная система у ребёнка развивается в тесном взаимодействии с первой. Для того чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.
Накопленный в преддошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений.
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.
Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества.
Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива. Таково значение игровой деятельности в психическом развитии дошкольника.
Однако какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий.
Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.
Учебные занятия оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Вместе с тем они приучают ребёнка к определённой дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.
Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива детского сада.
Выполняя совместно с другими детьми под руководством родителей и воспитателей простейшие трудовые задания, ребёнок обогащает свои знания об окружающем, приобретает полезные практические навыки, приучается действовать сообща, сообразуясь с интересами коллектива. Таким образом формируются ценные нравственные качества - трудолюбив, товарищеская взаимопомощь, стремление работать ради общей пользы, что имеет очень важное значение для всего последующего развития ребёнка, для дальнейшего обучения его в школе, а также для его будущей трудовой деятельности.
На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психические особенности дошкольников существенно изменяются. Младшие дошкольники ещё во многом похожи на детей пред-дошкольного возраста. Игры их вначале бедны содержанием и часто сводятся к многократному повторению одних и тех же действий. У младших дошкольников ещё недостаточно развито умение играть и действовать сообща. Выполнение заданий взрослого, выраженных в словесной форме, представляет для малышей значительные трудности.
Словарный запас младшего дошкольника ещё ограничен. Высказывания его часто носят характер отрывочных предложений, касающихся отдельных сторон наблюдаемых явлений. Малыши ещё не умеют построить связный рассказ о каком-либо предмете или явлении. Иногда наблюдается неправильное произношение некоторых звуков речи (например, ребёнок произносит «Шула» вместо «Шура», «Саса» вместо «Саша» и т. д.).
Будучи очень впечатлительны, младшие дошкольники ещё не умеют систематически наблюдать окружающее. Часто они замечают в предмете лишь какую-либо яркую, бросившуюся в глаза деталь, опуская менее заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они запоминают, главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление носит ещё очень конкретный, образный характер. Дети легко улавливают внешнее сходство между предметами и явлениями, не умея ещё обнаружить их скрытые существенные особенности. Воображение ещё слабо развито. Действия детей в большинстве случаев носят непреднамеренный, непроизвольный характер. Чувства, несмотря на большую их живость, мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.
Эти психологические особенности младшего дошкольника не являются чем-то неизменным. Воспитатель, знакомя детей младшей группы детского сада с окружающим, организуя их игры и занятия, формируя дружный детский коллектив, приучая каждого ребёнка подчиняться в своих действиях определённым требованиям, определённым правилам поведения, сообщает им новые знания и умения, развивает у них новые психические качества.
Деятельность детей становится более организованной и содержательной. Развиваются коллективные сюжетные игры. Дети постепенно привыкают играть и заниматься сообща, не ссорясь, согласовывая друг с другом свои действия. Речевое общение приобретает более развёрнутый и разнообразный характер. Малыши приучаются мало-помалу - внимательно слушать воспитателя, выполнять даваемые им задания и поручения.
В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребёнка об окружающем расширяется. Серьёзнее и разнообразнее становится детская деятельность. Развиваются творческие игры, рисование конструирование. Сложнее становятся трудовые обязанности, выполняемые ребёнком, большее значение приобретают занятия учебного типа.
В связи с расширением опыта и усложнением деятельности происходит дальнейшее развитие психики дошкольника. Он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более характерные, более существенные особенности предметов.
Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребёнок постепенно приучается выполнять свои маленькие обязанности, подчинять свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской деятельности.
Вместе с развитием творческой игры всё большее значение в жизни ребёнка приобретают другие виды деятельности, не игрового типа. Усложняется трудовая деятельность. Занятия всё более принимают характер организованной учебной деятельности.
Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, грамматически правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребёнка углубляется познание окружающего. Развивается способность к обобщению. У него формируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы, но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы последовательного, логически правильного рассуждения.
Вместе с тем отмечаются дальнейшие успехи в развитии воли у детей. Старший дошкольник уже во многих случаях обнаруживает умение контролировать свои действия, подчинять их более отдалённым целям. Развитие ума и воли тесно связано с усложнением детских чувств и интересов. В отличие от младшего дошкольника, старший дошкольник более сдержан в своих переживаниях, но чувства его более глубоки и содержательны. У него формируются высшие нравственные, познавательные и эстетические чувства. Более яркое выражение получает у детей чувство дружбы и товарищества. Крепнет и развивается любовь к своей родине и вождям советского народа.
Все эти глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.
Всесторонне воспитывая дошкольника, расширяя у ребёнка запас представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, развивая у него умение самостоятельно мыслить о простейших закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьёзной, общественно-полезной деятельности,- педагог создаёт необходимые предпосылки для перехода ребёнка к школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы.

Школьный возраст

Поступление в школу - важнейшее событие в жизни ребёнка, в развитии психики.
Дети учатся и до школы. Учится младенец, и учится преддошкольник. Однако в младших возрастах ученье не выделяется ещё в самостоятельную деятельность. Удовлетворяя свои потребности, общаясь с окружающими людьми, действуя с предметами, ребёнок усваивает под руководством взрослого те или иные знания, те или иные умения. Более сложный характер приобретает процесс ученья у дошкольника. Здесь наряду с усвоением нового материала в процессе игры и практической деятельности перед ребёнком начинают ставить учебные задачи, как это имеет место в дидактических играх, в занятиях.
Однако и здесь ученье ещё не стало основной обязанностью ребёнка, основным содержанием его жизни. Положение меняется при переходе к школьному возрасту, где ученье становится основной деятельностью ребёнка.
Выполнение школьником своих обязанностей, успешное усвоение учебных предметов - это не только его личное дело, но и дело общественно важное, за которым следит вся страна. Об этом говорят, пишут в газетах, сообщают по радио. Вместе с тем те знания, которыми школьник должен овладеть, являются значительно более сложными и обширными, чем те, которые усваивает ребёнок дошкольного возраста. Если дошкольник приобретает в основном конкретные представления об окружающих предметах и явлениях, то школьник должен изучить основы наук, овладеть определённой системой научных понятий.
Учебная работа, новые требования, которые предъявляет школа к ребёнку, приводят к дальнейшему изменению его высшей нервной деятельности, к развитию его психики.
В образовании новых временных связей у школьника значительно большую роль, чем в дошкольном возрасте, играет слово - вторая сигнальная система.
В отличие от дошкольника, школьник черпает свои знания в первую очередь из словесных объяснений учителя и путём чтения учебников и другой литературы. Наглядные пособия и иллюстрации играют на этом этапе развития хотя и важную, но вспомогательную роль. В процессе школьного обучения развивается мышление ребёнка; оно приобретает более отвлечённый и вместе с тем обобщённый характер.
Восприятие становится более организованным и целенаправленным. Развивается преднамеренное, логическое запоминание. Происходит и дальнейшее развитие воли. Если у дошкольника мы можем наблюдать лишь отдельные волевые действия, то здесь вся деятельность подчиняется определённому плану, приобретает преднамеренный характер. Школьник учится в классе, выполняет домашние задания, готовится к экзаменам, сознавая свою ответственность перед школой, учителем, семьёй, классным коллективом за добросовестное выполнение учебных заданий, за успешную подготовку к будущей трудовой деятельности.
Систематическая учебная работа, многообразные отношения, в которые вступает ребёнок с членами школьного коллектива, участие в общественной жизни влияют не только на развитие отдельных психических процессов, но и на формирование личности школьника в целом.
Постепенно у него вырабатывается правильное материалистическое мировоззрение, система взглядов на основные явления природы и общественной жизни. Складывается характер, формируется нравственный облик личности, умение руководствоваться в своей деятельности высокими принципами коммунистической морали.
Расширяется круг детских интересов, охватывая разнообразные области науки, производства, литературы и искусства. Сложнее и разнообразнее становятся эмоциональные переживания...

А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

В каждой стадии, которую проживает ребенок, действуют одинаковые механизмы. Принцип классификации – смена ведущих видов деятельности таких как:

1) ориентация ребенка на основные смыслы человеческих отношений (происходит интерио-ризация мотивов и задач);

2) усвоение выработанных в обществе способов действий, в том числе предметных, умственных.

Освоение задач и смысла всегда является первым, а за ним наступает момент освоения действий. Развитие можно описать в двух координатах:

1) ребенок – «общественный взрослый»;

2) ребенок – «общественный предмет».

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:

1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью);

5) младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, охватывает обучение в начальной школе

(в этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности);

6) подростковый возраст – от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности). Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы.

Если взять процесс развития ребенка в общем, то можно выделить три основных этапа:

1) дошкольное детство (это достаточно большой период, охватывающий жизнь ребенка от момента рождения до 7 лет);

2) младший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента его поступления в школу и до окончания начальных классов, т. е. интервал от 7 до 11 лет);

3) средний и старший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента перехода его в средние классы школы до момента ее окончания, т. е. от 11 до 17 лет).

Этап детского развития и его состав

Если рассматривать детское развитие как этап становления личности, то можно разделить его на несколько периодов. Периоды детства:

1) кризис новорожденности;

2) младенчество (первый год жизни ребенка);

3) кризис 1-го года жизни ребенка;

4) кризис детства;

5) кризис 3 лет;

6) дошкольное детство;

7) кризис 7 лет;

8) младший школьный возраст;

9) кризис 11–12 лет;

10) подростковое детство.

Все периоды были выделены с помощью предъявляемых к ним требованиям. Каждый из них должен в себя включать новую социальную ситуацию развития, в которой оказывается ребенок, формирование нового ведущего вида деятельности, новообразования в психике ребенка.

Кризис новорожденности. Здесь исследуется физическое и психическое состояние новорожденного в первые часы его жизни, их особенности.

Младенчество. Возрастная психология в этот период занимается исследованием врожденных форм психики и поведения, двигательной активности младенца, особенностей его психических функций.

Кризис 1-го года жизни. Изучаются: новый вид деятельности ребенка, его новая социальная ситуация, появление новых средств общения, разрыв психологического единства матери и ребенка, новые методы и задачи воспитания.

Кризис детства. На данном этапе исследуются особенности психических и физиологических процессов, новообразования этого возраста и появление противоречий, речевое развитие и развитие умственных способностей, их особенности.

Кризис 3 лет. Изучаются новообразования, социальная ситуация развития, возрастные симптомы.

Дошкольное детство. Исследуются познавательные процессы, ведущие виды деятельности этого возраста, особенности психических функций, а также психологическая готовность ребенка к обучению в школе и развитие личности.

Кризис 7 лет. Изучают социальную ситуацию развития, формирование самооценки и самосознания.

Младший школьный возраст. Изучаются психологические особенности на начальном этапе обучения, познавательное развитие младших школьников, умственное развитие, основные виды деятельности, становление личности.

Кризис 11–12 лет. Изучаются социальная ситуация развития, новообразование личности, ведущий вид деятельности.

Подростковое детство. Исследуются развитие познавательных процессов, развитие психики, мышление, развитие специальных способностей, личность ребенка и межличностные отношения.

Тема 4. Развитие психики ребенка

1. Понятие «развитие психики».

2. Факторы развития психики ребенка.

3. Развитие и обучение.

1. Понятие «развитие психики»

Понятие «развитие», характеризуемое качественными изменениями, существенно отличается от понятий «рост», «созревание», и «совершенствование», зачастую встречающихся как в повседневном мышлении, так и в научных текстах

Развитие психики человека обладает всеми свойствами развития как категории философии, а именно ‑ необратимым характером изменений, их направленностью (т.е.способностью к накапливанию изменений) и закономерным характером. Следовательно, развитие психики ‑ это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Чтобы полнее понять психическое развитие человека, необходимо рассмотреть протяженность дистанции, на которой оно совершается. В зависимости от этого можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, онтогенез, антропогенез и микрогенез.

Филогенез ‑ развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Онтогенез - индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни. Пренатальная фаза (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма.

Антропогенез ‑ развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapies и завершающаяся сегодняшним днем.

Микрогенез ‑ актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий (например, поведение испытуемого при решении творческих задач). Для возрастного психолога важно выяснить механизм преобразования микрогенеза в онтогенез, т.е. понять, каковы психологические условия появления тех или иных психологических новообразований у людей одного и того же возраста, профессии, социальной принадлежности и т.д.

В возрастной психологии выделяют также типы развития. К ним относится преформированный тип и непреформированный тип развития. Преформированный тип развития ‑ это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и тот конечный результат, которого он достигнет. Пример ‑ эмбриональное развитие. В истории психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального. Это концепция С. Холла, в которой психическое развитие рассматривалось как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития ‑ развитие, не предопределенное заранее. Это наиболее распространенный тип развития на нашей планете. К нему относится развитие Галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества, а также процесс психического развития человека. Различая преформированный и непреформированный тип развития, Л.С. Выготский относил психическое развитие ребенка ко второму типу.

Исследовать психическое развитие человека, значит, решить задачи описания, объяснения, прогноза и коррекции этого развития.

Описание развития предполагает представление многочисленных фактов, явлений, процессов психического развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). К сожалению, очень многое в возрастной психологии находится именно на уровне описания.

Объяснить развитие ‑ значит, выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании (ответ на вопрос «почему это произошло»?). В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть: 1) строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко); 2) вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения); 3) вообще отсутствовать; 4) одинарной (что встречается крайне редко); 5) множественной (что обычно и имеет место при изучении развития).

Прогноз развития носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами(отвечает на вопрос «к чему это приведет»?). Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом собственно и заключается смысл прогноза.

Коррекция развития ‑ это управление следствием через изменение возможных причин.

2. Факторы развития психики ребенка

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления ‑ биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения, наследственность определяет весь ход его развития - и его темп, быстрый или замедленный, и его предел - будет ребенок одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначального предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции (С. Холл),основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных ‑ он имеет крупную голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на его ластообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4 месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Э. Геккелем (ученик Дарвина) был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).

Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно исторического развития человечества (С. Холл).

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки ‑ в идеях философа 17 века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Представления о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.

Что понимается под биологическими и социальными факторами развития в настоящее время?

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента ‑ темперамент и задатки способностей.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. На развитие способностей большое влияние оказывает собственная активность ребенка.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка и сам процесс рождения.

Второй фактор ‑ среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредовано ‑ через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.

В психологии также ставится вопрос о соотношении биологического и социального факторов, влияющих на психическое развитие ребенка. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития пересекаются, т.е. происходит конвергенция (от латинского ‑ приближаться, сходиться). Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции ‑ продукт культурно - исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается не ней влияние наследственности.

Единство наследственных и социальных влияний ‑ это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

3. Развитие и обучение

Социальная среда ‑ понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества, зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания. Социальная среда - это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, воспитатели детских садов, учителя школы и т.д.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может ‑ не может стать полноценной личностью. Примером могут служить случаи «детей-Маугли».

Дети, лишенные социальной среды не могут полноценно развиваться. В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» ‑ периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям.

Как считает Л.С. Выготский, в сензитивные периоды, определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период должен совпадать с оптимальными сроками обучения. Поэтому важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его всестороннего развития в это время.

В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как ‑ один из основных в возрастной психологии. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития ‑ спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.

Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становиться принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.

Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Внешние психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общения с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л.С. Выготский, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва ‑ социальном, потом ‑ психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка».

Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка с взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Л.С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими задачами, мы определяем актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности, помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы; объясняя принцип решения; начиная решать задачу и предлагая продолжить и т.п.). У детей с актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности.

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие. С.Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения.

Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития, реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего более высокого уровня. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», ‑ пишет С.Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры влияния среды на развитие личности ребенка как социального существа.

1. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. ‑ М., 1987.

2. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. тр. ‑ М., 1989.

3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр.соч.: В 6 т. ‑ М., 1983. - Т. 3.

4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр.соч.: В 6 т. ‑ М., 1983.- Т.4.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии. ‑ М.: ИПП, 1996.

6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. ‑ М. ‑ Воронеж: МПСИ, 1997.