Традиционная арабская одежда. Арабская женщина: уклад жизни, одежда, внешность Традиционная арабская мужская одежда

Нет, конечно, классический костюм или джинсы жители Эмиратов носят, но чаще всего они это делают за рубежом. Национальная одежда для них настолько удобна, что они не расстаются с ней даже в поездках по миру. Это повседневная традиционная одежда арабов продиктована особенностями их жизненного уклада, её история насчитывает много веков.

Кандура – платье арабских мужчинё

В отличие от прошлых веков, сегодня трикотаж стал весьма доступен, и в гардеробе современного жителя ближнего востока может присутствовать не менее 50 кандур. Арабы очень тщательно следят за своим внешним видом, и могут менять одежду в день 2-3 раза.

При этом кандуру не носят на голое тело. Под неё надевают нижнюю рубашку и брюки.

Современность внесла свои коррективы в традиционную кандуру, которые вылились в небольшой кармашек и воротничок-стойку.

Помимо этого высокопоставленные лица государства во время торжественных приёмов и других официальных мероприятий надевают поверх кандуры накидку (бишт) чёрного цвета с расшитыми по краям золотыми нитками. Остальные граждане носить данный наряд не имеют права, за исключением женихов на церемонии бракосочетания.

ИСТОРИЯ КОСТЮМА - Костюм арабского востока - 4 ч.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

В конце VI в. у кочевых и оседлых племен Аравийского полуострова начался распад общинно-родового строя и стал формироваться феодальный строй. В начале VII в. эти племена объединились, создав государство с центром в Мекке.

В течение нескольких десятилетий арабы завоевали огромную территорию от долины Инда до берегов Атлантического океана, от Сырдарьи до долины Нила. Под властью арабов оказались Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Марокко, Испания, Рис, Турция. Так образовался арабский халифат, просуществовавший до IX —X вв.

Период арабского халифата характеризуется высоким развитием культуры, созданной на основе древних культур государств, вошедших в его состав. Из видов искусств наиболее развитыми были архитектура и художественные ремесла: чеканка, филигрань, керамика, резьба по дереву, производство тканей, ковров.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

В глубокой древности изображения арабов встречаются на ассирийских и египетских рельефах. С принятием мусульманской религии ислам изображение человека в искусстве находится под запретом. Средневековый период жизни арабов хорошо отражен в замечательном памятнике культуры — сказках «Тысяча и одна ночь», являющихся настоящей эстетической энциклопедией арабов.

Изящный стан, белое гладкое лицо «подобно луне в четырнадцатую ночь», миндалевидные темные глаза под густыми и длинными черными бровями, родинка на щеке — такой предстает перед нами героиня сказок Шехеразада. Очень интересное описание мавров (арабов, осевших в Испании) дал К. Маркс в письме к своей дочери Женни из Алжира: «Они ростом выше среднего француза, у них продолговатые лица, орлиные носы, большие и сверкающие глаза, черные волосы и борода, а цвет их кожи бывает всех оттенков от почти белого до темно-бронзового.

Их одежда — даже и нищенская — красива и изящна: короткие штаны, покрывало (или мантия, скорее — тога из тонкой белой шерстяной материи) или плащ с капюшоном; для прикрытия головы (в неблагоприятную погоду, при сильной жаре и т. п. для этого служит также и капюшон) употребляют тюрбан или кусок белого муслина, которым они опоясывают свои штаны; обыкновенно они оставляют ноги босыми и не обуваются, а лишь изредка надевают туфли из желтого или красного сафьяна.

Даже самый бедный мавр превзойдет величайшего европейского актера в «искусстве драпироваться» в свой плащ и в умении выглядеть естественным, изящным и полным благородства…».

ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА

В древности скудная растительность аравийского полуострова обусловила применение в одежде материалов животного происхождения — кожи, меха, верблюжьей и овечьей шерсти. Лишь в южных, прибрежных областях, где рос хлопчатник, изготовлялись ткани из растительных волокон.

Средневековый период отличается высоким развитием производства тканей, разнообразием их волокнистого состава, цветовой гаммы и орнаментации. Широко применяются шелк высокого качества, шерсть, лен и хлопок.

Сохраняя традиции древних художественных культур, ремесло арабов славилось тем не менее оригинальностью и самобытностью. В более ранние периоды ткани покрывали фантастическими узорами, изображениями птиц и животных. Однако под влиянием религии, запрещавшей изображение живых существ, узоры видоизменяются: появляется тонкий геометрический или растительный узор в виде узких орнаментальных полос с арабскими надписями, прославляющими халифа. Орнаментация ткани осуществлялась в сложной гобеленовой технике, вышивкой и набойкой (рис. 27). Гладкокрашеные ткани поражали разнообразием гаммы цветов: красного, золотисто-желтого, голубого, зеленого, синего, черного, белого.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОДЕЖДЫ

Мужской костюм

В древности житель пустыни — бедуин носил рубаху без рукавов или с рукавами, широкую и длинную (до ступней или икр), состоящую из двух полотнищ, сшиваемых по плечам, и открытую по бокам. Рубаху подпоясывали на талии ремнем, шнурком или цветным кушаком. Верхней одеждой служил плащ аббас (рис. 28) из грубой овечьей или верблюжьей шерсти, часто в желто-черную или желто-голубую полоску. По покрою аббас представлял собой широкий мешок открытым концом вниз, разрезанный спереди, с отверстиями для головы и рук. Туго повязанный головной платок и сандалии на кожаной или деревянной подошве дополняли костюм.

Сухой и знойный климат Аравийской пустыни обусловил появление уже в глубокой древности и у мужчин, и у женщин такого вида одежды, как покрывало. По покрою — это четырехугольный кусок ткани (чаще всего белого или голубого цвета), обшитый по краю бахромой.. Покрывало тесьмой прикрепляли на лбу и перекидывали через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости — и всю фигуру. В период завоеваний (VII — IX вв.) арабы заимствовали ту или иную форму одежды покоренных народов, и ассортимент каждой завоеванной области обогащал и разнообразил арабскую национальную одежду. Впоследствии единственной частью одежды, общей для всех арабов, стали штаны (азиатское заимствование).

В Азии и Египте арабы носили штаны, белую рубашку из льна, хлопка или шелка с длинными и широкими рукавами, узорчатый кафтан с такими же рукавами, пояс из пестрой шали и верхний распашной халат с запахивающимися полами, подпоясанный кушаком. Чаще всего костюм дополняла шапка в. форме усеченного конуса из черных смушек или чалма (рис. 29). На ноги надевали одновременно две-три пары башмаков из сафьяна красного, желтого и других цветов с заостренной, загнутой носочной частью.

Из ювелирных украшений широко были распространены перстни, кольца в ушах и носу, ручные и ножные браслеты, богато украшенное инкрустацией, насечкой ручное оружие.

Женский костюм

В ассортимент женской одежды также входили длинная и широкая распашная рубаха, шаровары, головное покрывало, платки и халаты, шарфы-пояса, различные ювелирные украшения (рис. 30).

Женский арабский костюм очень красочен и живописен: белые или цветные очень широкие шаровары из тонкой шелковой или хлопчатобумажной ткани, подвязанные у коленей и спадающие до ступней; рубашка длиной до коленей; сверху — распашной кафтан, прилегающий по талии и груди, с разрезами по бокам; на талии повязан пояс-шаль; как и в мужском костюме, верхней одеждой служит халат. Очень красивы женские покрывала: белые, розовые, черные, украшенные блестками, вышивкой, золотом. Волосы заплетены в косы и перевиты шелком.

Современный женский национальный костюм Арабского Востока во многом сохранил формы исторического костюма. Примерами могут служить костюмы женщин Сирии.

1. Платье друзской женщины состоит из широкой, длинной юбки в складку и стянутого на груди лифа. Белый или цветной передник вышит по низу. На голове конический чепчик из шелка, расшитый золотыми или серебряными нитями, иногда украшенный золотыми монетами. Поверх чепчика надет цветной или белый платок, закрывающий концами нижнюю часть лица (рис. 31).

2. У женщин провинции Хама (рис. 32) — платье из набивной ткани, решенной в красном, желтом, коричневом цветах.

Юбка — широкая, позволяющая ездить верхом на вьючных животных. Талия туго стянута широкими полотняными поясами, выполняющими роль кошельков или сумок. На голове традиционное покрывало.

3. Совсем традиционной выглядит одежда женщин из Хаурана (рис. 33), приспособленная к суровым условиям климата: широкое длинное платье-рубашка черного или синего цвета; из-под тюрбанообразной шапки на спину и грудь ниспадает покрывало, используемое для защиты от пыли во время полевых работ; на шее длинное ожерелье из старинных монет; на запястьях серебряные или золотые браслеты, на левой ноге браслет с двумя колокольчиками; на голове украшение из медных монет, свисающее на лоб.

Те, кто бывал на Ближнем Востоке, конечно, обращали внимание на то, что арабские мужчины носят непривычную для нас, традиционную белую одежду, похожую на платье. Именно такие цвета и фасоны им диктуют климат, исторические особенности и, конечно, религия.

Например, в ОАЭ повсеместно можно увидеть местных «джигитов» в длиннополых белых нарядах и с белым платком на голове. Как же сложилась такая мода?

Конечно, в первую очередь любая одежда должна быть функциональной. Вот и костюм кочевых арабских племен складывался исходя из условий жизни в пустыне: чтобы защищать человеческое тело от солнца, ветра и песка.
А затем на нее наложились и религиозные нормы ислама, согласно которым тело следует закрывать по максимуму.

Длинная рубашка арабских мужчин носит название «дишдаш», или «кандура», порой «галабийя». И она оставляет открытыми только голову, кисти рук и стопы — все остальное надежно защищено как от солнечных лучей, так и от нескромных взглядов.

В арабских странах самым благородным мужским цветом считается белый, поэтому состоятельные местные жители надевают белоснежные одежды. Зимой и у менее обеспеченных слоев населения встречаются также мужские наряды голубого, песочно, коричневого оттенков.

Длинная мужская рубаха сегодня отличается воротничком-стойкой и небольшим кармашком, позаимствованными из европейской моды.

В Арабских Эмиратах местные жители радуют взгляд своими белоснежными и тщательно выглаженными дишдашами — оказывается, в гардеробе современного араба имеется до 50 экземпляров национального костюма, поэтому мужчины немедленно меняют испачкавшееся или измятое одеяние на свежее. Тут им на выручку приходят многочисленные химчистки.

Дополняет традиционный длинный наряд арабского мужчины непременный головной платок. Он может быть число белым или покрытым серыми, черными или красными узорами — в разных странах предпочитают свои вариации. А также по разному укладывают эту деталь: оставляя концы распущенными или подбирая их по традициям своей страны.

Например, жители Саудовской Аравии предпочитают надевать платок с красными клетками и откидывать его концы за голову.

Под платком скрывается небольшая округлая шапочка. А под дишдашем надето обычное мужское белье белого, естественно, цвета. Головной платок может закрепляться толстым шнуром черного или белого цвета.
Жители Арабских Эмиратов любую погоду носят вместе с национальным костюмом легкие шлепанцы с открытой пяткой и не признают никаких носков. А граждане Саудовской Аравии носят, как правило, более закрытую обувь и не брезгуют носками.

С белоснежными мужскими одеждами сильно контрастируют черные развевающиеся одеяния арабских представительниц прекрасного пола. На вопросы, почему так принято, обычно звучит поэтичный и загадочный ответ: женщина — это тень мужчины, поэтому она выходит на улицу только в черном…

Если арабские мужчины надевают свои платья, то шотландцы, как мы знаем, носят клетчатые юбки. Почему?

Исторический костюм жителей Ближнего Востока был, конечно, разнообразнее — кое-какие варианты можно рассмотреть на этой инфографике.

Несомненно, на традиционную одежду местного населения в Объединенных Арабских Эмиратах непосредственное влияние оказывает религия, традиции и климатические особенности.

Эмиратцы-мужчины носят длинное платье белого цвета «кандура». Белый цвет для Арабов - цвет благородного человека, к тому же, особенно в жару, этот цвет очень практичен. Зимой кандура может быть бежевых, песочных и даже светло-зеленоватых цветов.

На голове у арабов-мужчин вязаная кружевная шапочка - «гафия», поверх которой - платок «гутра» (белый, молочный или в красную клеточку), завязанный специальным способом, или просто придерживаемый шерстяным жгутом-ободом «икал».

Иногда на платье местного араба можно увидеть «керкушу» - своеобразное украшение-кисточку, сравнимое с галстуком. Для особых случаев, таких как свадьба, большие праздники или визит к шейху, мужчины используют накидку «бишт».

Под кандурой у мужчин одета «фанила»- нижняя рубашка, вокруг талии завязан пояс - «вузар».

За день мужчина может переодеться 3-4 раза, поэтому на улицах вы никогда не увидите Эмиратца в грязном или сильно измятом наряде. Гардероб мужчин обычно состоит более чем из 50 платьев. Конечно же, местные жители обычно прибегают к услугам химчисток и редко стирают одежду дома, тем более, что химчистки в ОАЭ очень доступны по цене.

Самая популярная обувь у мужчин - кожаные шлепки. В зимнее время можно увидеть мужчин в туфлях и даже в свитерах поверх кандуры.

Лишь в поездках за границу мужчины из ОАЭ могут надеть костюм или другую европейскую одежду.

Женский наряд в ОАЭ более многослойный. Традиционно дамы носят цветные платья с длинными рукавами - «кандуры». Под платье надевают шаровары - «сирваль». Поверх платья одевается накидка черного цвета - «абайя», зачастую расшитая золотом, серебром, украшенная кристаллами или жемчужинами. Часто по дороговизне отделки и ткани можно судить о благосостоянии мужа женщины.

Голову Эмиратской женщины покрывает тонкий черный платок- «шелла», закрывающий голову, но не лицо. Это самый распространенный головной убор в Эмиратах.

Головной убор под названием «хиджаб» реже используется в одежде ОАЭ местными женщинами, его больше носят уроженки соседних стран Персидского залива. Хиджаб состоит из двух частей ткани и прикрывает волосы женщины.

Женщины из глубоко традиционных семей (особенно бедуинского происхождения), могут покрывать голову так называемой «буркой». Она бывает двух видов. Первая - это платок, покрывающий всю голову и лицо кроме глаз. Второй вид бурки - специальная конструкция из металлических пластин, закрывающие часть лба, нос и губы. Но женщины в бурке встречаются в ОАЭ все реже и реже.

Еще один распространенный головной убор для женщин - «гишва». Это тонкий полупрозрачный платок, закрывающий всю голову и лицо. Он достаточно плотный, чтобы скрыть даму от посторонних взглядов, но при этом достаточно прозрачный, чтобы его обладательница могла рассмотреть окружающий ее мир.

Конечно же, выбор головного убора для одежды зачастую обусловлен тем, из какой семьи женщина и насколько демократичен у нее муж.

Часто под абайей вместо традиционного платья может оказаться вполне современный наряд от известного европейского кутюрье. К тому же, следуя мировым трендам, женщины покупают дорогие сумки и обувь известных брендов.

Ходят легенды о том, что большинство платьев с показов высокой моды уходят именно в Эмираты, где женщины демонстрируют их друг перед другом на свадьбах и девичниках, доказывая состоятельность супруга и свой статус в семье.

Помимо этого, в своей одежде женщина ОАЭ традиционно использует большое количество ювелирных украшений, цены на которые иногда соизмеримы со стоимостью жилья или машины. Это своеобразный манифест щедрости мужчины.

Существует несколько версий, почему арабские женщины ходят в черном. По одной из версий женщина - тень мужчины, поэтому и одеяние черное. В некоторых источниках сказано, что черный цвет наилучшим образом скрывает тонкости фигуры женщины, и не будет просвечиваться, если намокнет. По другой версии, белый цвет - рабочий, а черный - праздничный, а, так как Эмиратские женщины не работают, у них всегда праздник. Кроме того считается, что черный цвет у Восточных людей ассоциируется с красотой: черные глаза символизируют возлюбленную женщину, черное сердце - любящее сердце. Как ни странно, цвет траура у арабских женщин - голубой.

Published on July 19, 2017 by Donovan Saunder

На входе в дубайский ночной клуб охранник пропускает наряженных в шорты туристов-мужчин и девушек в платьях. Арабские женщины сюда заглядывают редко. Вдруг он останавливает двух женщин в традиционных черных абайях и говорит, что не может их пропустить, поскольку они нарушают дресс-код. Девушки ставят на пол сумки Louis Vuitton и Chanel, снимают абайи и остаются в роскошных дорогих вечерних платьях от всемирно известных брендов. Аргументов у охранника не остаётся…

Это – не анекдот. Это реальный случай из жизни. Действительно, абайя – это лишь следование строгим законам и дань традициям. А что надеть под неё – решает и выбирает сама женщина, исходя из своего вкуса и бюджета.

Интересно, что арабские женщины в черных абайях - традиционной мусульманской одежде - могут иногда вызывать у туристов чувство сожаления. Мало того, что кажется, будто строгие мусульманские законы не дают женщине одеваться в то, что ей нравится. Большей несправедливостью может показаться тот факт, что женщины, которые могут купить практически любой наряд, не могут покрасоваться в нём на публике.

А на самом деле мы сильно заблуждаемся! Ведь неспроста все люксовые бренды одежды, обуви и аксессуаров имеют представительства в арабских странах. И дорогую красивую одежду женщины из Дубая, Абу-Даби и Катара покупают, носят и отправляют в комиссионку даже чаще и активнее, чем делают это европейские модницы.

Интересный репортаж на эту тему подготовила Катя Ковтунович - журналист, постоянно проживающая в Дубае. Она пообщалась со знакомыми девушками, принадлежащими к дорогой элите города, и узнала, что они надевают под непроглядные абайи.

Арабские женщины, абайи и Louis Vuitton

Начать стоит, пожалуй, именно с наших мнений об арабских женщинах, поскольку мнения эти во многом ошибочны.

Мы считаем, что женам арабских миллионеров негде «выгуливать» свои наряды, ведь всю красоту и шик костюма скрывает от чужих глаз абайя.

Сама же арабская женщина услышав это, лишь снисходительно покачает головой…

«Думаешь, нам некому показать свои наряды? – спрашивают Катю две собеседницы, Шамса и Латифа. – Это глупость! Мы наряжаемся для того, чтобы выглядеть хорошо для наших мужей и для нашей семьи. Это - главные люди в нашей жизни, именно их мнение для нас важно. Какая мне разница, увидит ли меня в хорошем наряде незнакомый человек на улице? Мне важно, чтобы мной восхищался мой муж, чтобы мной гордилась моя мать и с меня брали пример мои дочери, именно они и видят меня в дорогих костюмах, и для них я всегда одета хорошо.»

Ха! – Подумаете вы. – Муж, мама, дочка и сын, раз в неделю или месяц свекровь. Ради них тратить тысячи долларов на наряды?

И тут тоже ошибетесь…

«У вас, в России, Германии или Франции, есть брат, может сестра. Один дядя и одна тетя, – продолжает Латифа. – А у нас по каждой линии десятки родственников - у мужа десять дядей и теть, у меня столько же, у всех семьи, у них родственники. И мы очень дружны, мы ездим друг к другу куда чаще, чем раз в год по обещанию. Мы постоянно собираемся семьями, празднуем дни рождения, годовщины свадьбы, другие события. Если ребенок выздоровел после болезни - это повод для вечеринки. Плюс сразу оцени, сколько у нас каждый месяц Дней Рождения! Поверь, мы общаемся с большим количеством людей, чем вы. И нас видят и оценивают больше народа, чем каждую из вас в московском метро…»

Расточительство, или разумная цена красоты?

«Я не покупаю платье или туфли только потому, что они дорогие или брендовые. Я хожу в том, что мне идёт и что мне удобно, – рассказывает Латифа. – Глупо, когда женщина одевается только от Версаче и выглядит на 10 лет старше своего возраста. Но если я вижу вещь, которая мне подходит, то покупаю её, будь она от Армани, от Версаче или от какого-то бюджетного бренда.»

Вообще мнение о безрассудной расточительности арабских женщин сильно преувеличено. Фотографии гардеробных с сотнями Лабутенов, рассказы о модницах, скупавшими полностью коллекции сумок от Шанель - это исключения, подтверждающие правило. Да, отдельным девушкам свойствены перегибы, но в общем они достаточно рациональны в своих покупках.

Фото гардероба, ставшее мемом, взято из Инстаграмм-аккаунта одной из жительниц Дубая

Даже более того: возможности жен арабских миллионеров не безграничны. Известна история уроженки Ливана Миши Маатук, открывшей в Дубае комиссионный магазин вещей и аксессуаров от дорогих брендов. Её буквально завалили вещами от Версаче, Дольче Габана и Chanel, сандалиями Louis Vuitton и аналогичной продукцией. Девушки отправляли в магазин водителей с практически неношенными вещами, рассчитывая вернуть хотя бы половину стоимости.

Европейская мода в арабском мире

Интересно, что у девушек в ОАЭ нет какой-то выраженной «арабской» моды. Если изначально бутики в Дубае выставляли на стенды полузакрытые платья, длинные юбки, то достаточно быстро владельцы их поняли, что смысла в этом нет: женщины здесь покупают то же, что носят модницы в Штатах, Франции и Италии. При этом арабские женщины активно следят за модой, подписываются на инстаграмм-аккаунты Barneys New York и Harvey Nichols London и никак не дифференцируют себя от глобального фешн-сообщества. И надо признать, что со смуглой кожей, типичными восточными чертами лица, огромными темными глазами они выглядят в качественной одежде умопомрачительно.

Кстати, бутики в самом Дубае рассчитаны более на «средний класс». Девушки, практически не ограниченные в средствах, склонны летать на шоппинг в Европу. Дело здесь даже не в том, что с Tax Free цены оказываются ниже. Дело в психологии: если в Дубае в бутик заходит жена известного бизнесмена, ей очень навязчиво «впаривают» самые дорогие вещи. Если она же заходит в бутик в Монтенапо в Милане или на Риволи в Париже, то её здесь обслуживают так же, как сотни других посетительниц. А следовательно, она может спокойно выбрать ту вещь, которую хочет купить сама.

Фото из холла Mall of Emirates: одни только туфли и сумка этой красавицы стоят больше, чем автомобиль среднего класса.

И тем не менее, некоторые «перегибы» в стране, буквально залитой деньгами, должны быть и они имеются. Многие арабские женщины спускают на украшения Cartier больше денег, чем зарабатывают их мужья, провоцируя семейные скандалы и даже разводы. Да и те красотки, которые могут тратить практически любые суммы, признаются, что бриллианты на них одеты даже тогда, когда больше ничего на теле нет.

«Да, мы даже спим в бриллиантах, – смеется Латифа. – Если это не запрещено, то почему бы и нет?»