Программа профилактика вич-инфекции в общеобразовательном учреждении составитель. Программа по профилактике распространения вич-инфекции II

ВИЧ/СПИД, дать знания о путях

распространения и мерах профилактики ВИЧ-инфекции.

1.Социально-нравственные аспекты ВИЧ/СПИД. Необходимость работы по

профилактике ВИЧ-инфекции.

Одной из проблем, волнующих сегодня человечество, является проблема ВИЧ/СПИД. За последние несколько лет из области теории она для Беларуси стала реальностью.

В РБ количество ВИЧ-инфицированных исчисляется тысячами и это лишь вершина айсберга. С каждым днем эта цифра растет. Большая часть случаев инфицирования вирусом иммунодефицита человека приходится на молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет.

Профилактика - единственное доступное и достаточно эффективное средство, которое мы можем использовать в широких масштабах и которое может помочь населению противостоять этой болезни.

ВИЧ-инфекция поражает наиболее трудоспособную часть населения, оказывая влияние на демографические показатели (снижение рождаемости, повышение смертности).

От ВИЧ-инфекции умирают молодые родители, оставляя сиротами своих малолетних детей, забота о которых ложится на государство.

Из-за непонимания неизбежности трагического исхода болезни, ВИЧ-инфицированные женщины рожают детей, обрекая их на страдание. Часто отказываются от них. Заботиться о таких детях также приходится государству.

ВИЧ-инфицированные и больные СПИД люди нуждаются в обеспечении лекарствами, часть которых предоставляется бесплатно, что также требует немалых экономических затрат. Значительные средства выделяются и на организацию лабораторных исследований и диагностику ВИЧ-инфекции.

Между обществом в целом, отдельными гражданами и ВИЧ-инфицированными, зачастую возникают сложные взаимоотношения.

Ввиду того, что специфические средства профилактики и лечение ВИЧ-инфекции отсутствуют, важнейшей мерой предупреждения распространения ВИЧ на территории РБ является просвещение населения.

Основа профилактических мероприятий - широкое, своевременное и доступное информирование и обучение населения по разным аспектам проблемы ВИЧ/СПИД. При осознанном отношении к своему здоровью и поведению распространение вируса иммунодефицита человека может быть существенно ограничено, а среди некоторых групп населения и прекращено.

2,Основные аспекты профилактической работы;

Распространение объективной информации об эпидемической ситуации в


республике, сопредельных регионах;

информирование о путях заражения ВИЧ-инфекцией и факторах ее передачи;

формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

разъяснение мер профилактики заражения ВИЧ-инфекцией, реальности заражения при определенном образе жизни;

стимулирование деятельности должностных лиц по осуществлению профилактических мероприятий;

Разъяснение законодательных, правовых и социально-медицинских мер по


ВИЧ-инфекции и защите прав ВИЧ-инфицированных;

инфицированным, недопущение их дискриминации;

Предупреждение возможных суицидов, развития спидофобии, проявлений СПИД-терроризма.


3. Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа:

3.1. Меры профилактики ВИЧ-инфекции на государственном уровне


Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции в РБ.

3.2. Медицинские меры профилактики ВИЧ-инфекции:


  • тестирование (лабораторное исследование) донорской крови;

  • предупреждение передачи вируса иммунодефицита через медицинские манипуляции;
профилактика внутриутробного заражения детей.

3.3. Личные меры профилактики:

Исключение беспорядочных половых связей, употребления и введения наркотиков; исключение нанесения татуировок, использования общих бритвенных,

маникюрных и других предметов личной гигиены;

Использование средств индивидуальной защиты.

3.4. Здоровый образ жизни - основа профилактики ВИЧ/СПИД.


ВИЧ-инфекция - социальная проблема, способная в большей мере, чем другие болезни,
повлиять на демографические, экономические и социальные аспекты государства, поэтому проблема ВИЧ/СПИД рассматривается сегодня в Беларуси на высоком правительственном уровне.

Прерогативой Министерства здравоохранения являются лишь некоторые аспекты профилактической работы, такие как обеспечение безопасности донорской крови, предупреждение передачи ВИЧ при оказании всех видов медицинской помощи, лечение болезней, передающихся половым путем. Осуществление других мероприятий, таких как проведение широкомасштабных просветительских программ по здоровому образу жизни и* т.д., возможно только при участии в них широкого круга государственных и общественных организаций. Важным является также и обеспечение поддержки со стороны государства. Эффективными профилактические мероприятия будут в том случае, если при их проведении будет налажено партнерство и координация деятельности отдельных групп людей, общественных организаций и государственных структур.

В республике разработана и утверждена Советом Министров Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2006-2010 гг., в которой предусмотрено участие в профилактической деятельности широкого круга министерств, ведомств и организаций. Работа министерств и ведомств координируется Республиканским межведомственным советом по профилактике ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний, в состав которого вошли представители 17 министерств и других органов центрального управления.

Основной целью Государственной программы является стабилизация и снижение уровня инфицированности ВИЧ, увеличение продолжительности жизни и снижение летальности больных ВИЧ/СПИД путем проведения комплекса профилактических и лечебных мероприятий.

Достижению цели будет способствовать выполнение следующих задач:

Создание условий для оказания медицинской и психологической помощи людям живущим с ВИЧ/СПИД, детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями и родителям ВИЧ-экспонированных детей; обеспечение ВИЧ-инфицированных беременных женщин медикаментозной профилактикой вертикальной трансмиссии; обеспечение доступа людей живущих с ВИЧ/СПИД, к комплексной антиретровирусной терапии, паллиативному лечению и уходу; формирование модели профессионального поведения медицинских работников для оказания помощи пациентам вусловиях распространения ВИЧ/СПИД;

Формирование у населения, особенно у детей и молодёжи, знаний по проблемам ВИЧ/СПИД и навыков безопасной жизнедеятельности; воспитание у детей и молодёжи ценностных ориентиров и моделей поведения, способствующих профилактике заражения ВИЧ;


  • расширение эффективной профилактической работы среди наркопотребителей в рамках стратегии снижения риска инфицирования; развитие сети социально-педагогических учреждений;

  • обеспечение доступа наркопотребителей, мужчин, имеющих сексуальные отношения с мужчинами, женщин, вовлеченных в секс-бизнес, к достоверной информации по ВИЧ/СПИД, психологической и медицинской помощи;

  • обеспечение медико-психологической и социальной реабилитации наркопотребителей.
4. Медицинские меры профилактики ВИЧ-инфекции.

В соответствии с Государственной программой профилактики ВИЧ-инфекции на 2006-2010 гг. проводятся мероприятия по предупреждению передачи вируса иммунодефицита человека через донорскую кровь.

Для снижения риска заражения вирусом иммунодефицита человека через донорскую кровь, ее компоненты и препараты в учреждениях службы крови отработана система отбора доноров, внедряется система отложенного тестирования (в течение 4-6 месяцев с момента сдачи крови), которая позволит дополнительно (2-3 раза) обследовать доноров на наличие антител к вирусу иммунодефицита человека, прежде чем сыворотка крови и препараты крови будут перелиты больному.

В республике строго ограничены показания к переливанию крови и ее компонентов больным, предпочтение отдано кровозаменителям.

Диагностические и лечебные процедуры, правильно выполняемые медицинскими работниками, не представляют опасности для пациентов и не могут способствовать распространению вируса иммунодефицита человека. В лечебно-профилактических учреждениях имеются все необходимые условия для недопущения распространения ВИЧ. Они обеспечены в достаточном количестве одноразовым медицинским инструментарием (шприцы, системы для переливания крови), аппаратурой для проведения обработки (дезинфекции, стерилизации) любого медицинского оборудования, применяемого повторно, дезинфицирующими средствами. Регулярно медицинский персонал повышает свой профессиональный уровень, что также положительно сказывается на качестве проводимых процедур.

Вертикальный путь заражения. Заражение ребенка от ВИЧ-инфицированной матери происходит при проникновении вируса от матери к плоду во время беременности, родов и при кормлении ребенка грудью. С целью профилактики вертикального пути передачи ВИЧ в республике организовало проведение добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию беременных женщин с консультированием до обследования и после него. Для снижения риска инфицирования новорожденного при вертикальном пути передачи ВИЧ-инфекции с 25-30% до 1-2% в практику акушерско-гинекологической службы республики внедрены медикаментозная профилактика антиретровирусными препаратами (азидотимидином или ретровиром, или тимозидом) как матери, так и ребенка, родоразрешение ВИЧ-инфицированных женщин путём кесарева сечения (при наличии показаний), искусственное вскармливание новорожденных.

Половой путь заражения. У человека, не имеющего половых контактов и не практикующего внутривенное введение наркотиков, риск заражения ВИЧ практически отсутствует. Ранние и беспорядочные половые отношения могут привести к заражению венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, нежелательной беременности, проблемам связанным с созданием семьи. Воздержание от половых контактов до вступления в брак избавит от страха перед заболеванием и от последствий болезней, передаваемых половым путем. Использование при половых контактах презерватива снизит риск заражения венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией и вероятность нежелательной беременности. При этом важно соблюдать правила его использования.

Парентеральный путь (попадание вируса в кровь). Большую группу среди больных СПИД и носителей ВИЧ составляют шприцевые наркоманы. В большинстве случаев в таких группах наркотик вводится внутривенно одним шприцем, с последующей передачей его от одного наркомана другому. Заражению ВИЧ способствует также использование инфицированного наркотика или общих предметов при его приготовлении (тампоны, фильтры, посуда). Как только среди наркоманов появляется хоть один зараженный ВИЧ, через некоторое время члены группы (около 70% в течение 2-3 лет) становятся ВИЧ-инфицированными.

Наркомания - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию (возбуждение), в больших - оглушение, наркотический сон. Последствиями являются бесконтрольность поведения (это может привести к вступлению в беспорядочные половые связи), возможность заражения ВИЧ-инфекцией, и, как следствие, смерть. Поэтому лучше не поддаваться давлению со стороны сверстников, не стремиться пробовать, а тем более употреблять наркотики. Даже однократный прием наркотиков может привести к заражению ВИЧ. Те, кто употребляет наркотики, должны как можно быстрее обратиться в наркологическую службу, пользоваться индивидуальными шприцами, иглами, не давать их взаймы, обеззараживать наркотик после его покупки.

Прокалывать уши следует только в косметологических кабинетах, делать татуировки в специальных кабинетах, а также обязательно иметь собственные предметы личной гигиены: бритвенные и маникюрные принадлежности.

Здоровый образ жизни - как основа профилактики СПИД. «Существует тысячи болезней, но здоровье бывает одно» (Л.Берне). «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы» (Т.Карлейль). Здоровый образ жизни тесно связан с информированностью человека о закономерностях развития организма, знанием того, что для него полезно, что вредно. Самая опасная из всех болезней - невежество. Здоровый образ жизни включает в себя соблюдение правил личной гигиены, занятие физической культурой и закаливанием, правильное питание, воздержание от употребления алкоголя, табака, наркотиков, умение справляться с различными переживаниями. Полезные привычки могут способствовать сохранению и укреплению здоровья в такой же степени, как вредные могут быть направлены против него. Необдуманное поведение может привести к непредвиденным последствиям.

Ваша жизнь и здоровье в Ваших руках. Каждый человек в состоянии сделать правильный выбор . Воспитание ответственного отношения к собственному здоровью - вот цель формирования здорового образа жизни.

Дополнительный материал.

Источники заражения ВИЧ-инфекцией:

Единственным источником заражения является инфицированный вирусом иммунодефицита человек на всех стадиях заболевания. Вирусы иммунодефицита животных не опасны для человека и заболевания не вызывают.

Опасность заключается в том, что ВИЧ-инфицированный длительное время чувствует себя здоровым. У него на протяжении нескольких лет нет каких-либо проявлений болезни, как, например, при гриппе. Человек ведет обычный для себя образ жизни. Ничем не отличается от окружающих и, обычно, даже не знает, что уже является носителем ВИЧ, и при определенных обстоятельствах может заражать окружающих.

Пути передачи.

Существует 3 пути передачи: половой;

парентеральный (при попадании вируса в кровь); вертикальный (от матери ребенку).

У ВИЧ-инфицированных вирус содержится во всех биологических жидкостях организма. Но наибольшая концентрация его в крови, сперме мужчин, вагинальном секрете женщин, грудном молоке. В остальных средах организма (слюна, слезы, пот, моча и др.) содержание его незначительно и в плане передачи ВИЧ-инфекции опасности не представляет.

Следует отметить, что высокая вероятность заражения ВИЧ зависит от образа жизни человека. Гомосексуалист или проститутка, всегда использующие презервативы при сексуальных контактах, в меньшей степени рискуют заразиться ВИЧ, чем «добропорядочный гражданин», изредка позволяющий себе незащищенные половые связи с незнакомыми партнерами. И все же, в условиях интенсивного распространения ВИЧ нельзя исключить вероятность заражения каждого из нас.

Как ВИЧ не передается.

В результате многолетних наблюдений за множественными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что ВИЧ не передается:

При дружеских объятиях и поцелуях;

Через рукопожатие;

При пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями; через предметы производственной и домашней обстановки;

Через сантехоборудование, при пользовании бассейном, душем;

В общественном транспорте;

Насекомыми, в том числе кровососущими;

Воздушно-капельным путем.

Таким образом, абсолютно безопасно общаться с ВИЧ-инфицированными в учебном заведении или на работе, питаться в одной столовой, жить в одной комнате в общежитии, пользоваться письменными принадлежностями.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).

При рассмотрении под электронным микроскопом вирус выглядит как; экзотический цветок. ВИЧ относится к семейству ретровирусов. С током крови вирус проникает во все внутренние органы, железы, лимфатические узлы и даже такие ткани, как роговица глаза, которая, как известно, не имеет кровеносных сосудов. Непосредственно из биологических жидкостей организма человека ВИЧ во внешнюю среду не выделяется.

ВИЧ-инфекция - инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. Заболевание протекает с поражением жизненно важных клеток защитной (иммунной) системы организма, в следствие чего у заболевшего развиваются различные воспалительные процессы, злокачественные опухоли, приводящие инфицированного ВИЧ к летальному исходу.

От момента заражения до смертельного исхода проходит иногда 10-12 лет, поэтому ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям.

ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. К категории ВИЧ-инфицированных относятся как лица без каких-либо проявлений болезни (носители ВИЧ-инфекции), так и больные СПИД.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита человека) - последняя (терминальная) стадия развития ВИЧ-инфекции.

Согласно клинической классификации, принятой в РБ, болезнь имеет 5 стадий.

Лечение. Фатальность исхода.

С момента открытия ВИЧ, в мире истрачено на изучение ВИЧ-инфекции больше средств, чем на изучение других инфекций. Однако многие загадки болезни по-прежнему остаются неразрешенными, несмотря на то, что исследованиями ВИЧ-инфекции занимаются ведущие научные центры мира, используются новейшие технологии и научные открытия. До сих пор не найдены средства для проведения профилактических прививок и для радикального излечения инфицированных.

Имеющиеся в арсенале врачей лекарственные (антиретровирусные) средства позволяют лишь несколько стабилизировать состояние больного СПИДом, облегчить страдания и продлить жизнь.

Из-за дороговизны этих препаратов они недоступны для большинства ВИЧ-инфицированных, проживающих в небогатых странах. Стоимость лечения составляет 15-20 тысяч американских долларов в год. Принимать лечение необходимо на протяжении несколько лет, а возможно всю жизнь.

Лабораторная диагностика.

Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции основана на обнаружении в крови зараженного ВИЧ человека самого вируса или антител к нему.

В начальный период развития инфекции (3-6 месяцев) невозможно выявить факт заражения. Это так называемое «сероконверсионное окно», то есть период отсутствия! антител в организме человека. Однако, в этот период инфицированный человек, не зная о наличии инфекции, способен заражать других. С появлением антител к ВИЧ возможно выявление ВИЧ-носителей при проведении специальных лабораторных тестов, которые можно пройти в любом медучреждении, а также в отделах профилактики СПИД областных и республиканского центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья вне зависимости от места жительства, работы, учебы, добровольно, в том числе и анонимно, и бесплатно.

Первичный положительный ответ еще не свидетельствует о заражении ВИЧ (так называемый ложно-положительный результат). Он бывает у беременных, лиц, страдающих аллергическими болезнями, при злокачественных и некоторых других тяжелых заболеваниях. Поэтому для постановки окончательного диагноза необходимо повторное тестирование.

Где бы ни был сдан анализ, его результат является врачебной тайной.

Заведующая отделом профилактики

ВИЧ/СПИД ГУ «ГОЦГЭОЗ» И.П.Литвин

ВСТРЕЧА-ОБУЧЕНИЕ

«СО ЗДОРОВЬЕМ ПО ЖИЗНИ»

Интерактивные методы работы

по профилактике ВИЧ/СПИДа среди подростков




СПИД - чума сегодняшнего века,

Ныне он первейший в мире враг.

Заболевшему им человеку

Путь туда, куда ведёт и рак.

Миллионы денег отпускают,

Чтоб найти управу на него.

Ныне знают, как он заражает,

Но не могут усмирить его.
Каждый год десятки тысяч жизней

Собирает СПИД - свой урожай.

Им болеют, кто пренебрегает

Нормой жизни, обожает рай.

Г. Гурьянов

Пока во всём мире врачи упорно спорят, существует ли такая болезнь, как СПИД, или её выдумали фармацевты для продвижения на рынок дорогих лекарств, статистика бесстрастно считает умерших от синдрома приобретённого иммунодефицита. И пусть, по сравнению с миром, где счёт идёт на миллионы, для отдельно взятого населённого пункта количество умерших ВИЧ-инфицированных исчисляется в меньших масштабах, но всё равно это чьи-то жизни. Жизни, которые могли гореть ярко и долго.

Но жестокая рука СПИДа уносит молодые жизни в 25, 30, 40 лет. На сегодняшний день это реальность, когда ВИЧ-инфицированные проживают только половину или даже треть средней продолжительности жизни. И человечество борется за то, чтобы в будущем такая реальность стала лишь уроком из прошлого…

Масштабы распространения СПИДа превзошли все ожидания. Десятки стран охвачены эпидемией ВИЧ/СПИДа, ещё большее количество находится на грани эпидемии. Особо уязвимой группой населения оказалась молодёжь. По оценкам специалистов, около 12 млн молодых людей в возрасте 15 – 24 лет живут с ВИЧ/СПИДом, около 6000 случаев заражения ВИЧ происходит ежедневно.

ХХ век поставил нас перед сложной проблемой – СПИД. Начавшись с нескольких случаев, уже через год болезнь была зарегистрирована в 16 странах мира у 711 человек. Ровно через 5 лет в 113 странах выявлено 72,5 тысячи ВИЧ-инфицированных. В начале нового тысячелетия их число достигло 40 млн, больше, чем погибло во время Второй мировой войны. Ежедневно вирусом иммунодефицита человека заражается около 16 тысяч человек.

Дальнейший ход развития эпидемии зависит от тех усилий, которые предпринимаются сегодня для профилактики ВИЧ-инфекции среди молодёжи.

К сожалению, не явилась исключением и Беларусь. В Беларуси количество ВИЧ-инфицированных исчисляется тысячами – и это лишь вершина айсберга. Учёные установили, что на каждый выявленный случай ВИЧ-инфекции приходится около 2-3 нераспознанных случаев. Таким образом, уже сейчас в нашей стране насчитывают десятки тысяч больных.

Однако многие до сих пор сохраняют удивительное спокойствие, считая, что СПИД – это где-то в Америке или в Африке, но не в их стране. А между тем ни один человек в мире не застрахован от заражения вирусом иммунодефицита человека. СПИД угрожает нам всем, так как не признаёт никаких границ: пола, возраста, национальности, профессии, веры и социального положения. И наиболее уязвимыми в данной ситуации являются дети.

В последние годы на свей территории Беларуси отмечается рост числа ВИЧ-инфицированных, больных венерическими болезнями и лиц, употребляющих инъекционные наркотики. Всё чаще молодые люди проявляют сексуальную активность в относительно раннем возрасте, а добрачные связи получают более широкое распространение. Молодые люди не придерживаются верности одному партнёру, практикуют рискованные для своего здоровья формы поведения (в том числе употребление инъекционных наркотиков).

Стремление молодых людей к новым ощущениям зачастую приводит к экспериментированию с наркотиками. Наркомания, получившая широкое распространение среди молодёжи, является основной причиной заражения ВИЧ в нашей стране. Как правило, всё начинается с употребления дурманящих средств, курения, а заканчивается инъекционным введением наркотиков. ВИЧ-инфекция среди наркоманов распространяется быстро. Одной из причин употребления наркотиков является «незанятость» детей и предоставление их самим себе.

Каждый хочет быть признанным. Желание выделиться из толпы особенно свойственно детям. Взрослым необходимо увидеть их индивидуальность и уникальность, проявить к ним внимание и любовь. Возможно, тогда у детей пропадёт желание экспериментировать со своей внешностью (делать татуировки, пирсинг, шрамирование и т.д.), что может привести к заражению ВИЧ-инфекцией.

Эти факты подчёркивают огромное значение реализации профилактических программ. Многие молодые люди, когда начинают вступать в сексуальные отношения или употреблять наркотики, даже не знают об угрозе, которую несёт ВИЧ.

К сожалению, в новое тысячелетие мы пришли не только оснащённые компьютерами, но и отягощённые подростковой преступностью, алкоголизмом, наркоманией, венерическими болезнями и СПИДом.

В силах взрослых, знающих и понимающих все перипетии жизни, уберечь будущее нации от надвигающейся беды, поставить барьер на пути чумы ХХ века, сформировав у детей нравственные и моральные ценности своим личным примером. Благоприятная атмосфера вокруг ребёнка, уважение и любовь окружающих, умение говорить с ним по душам – вот некоторые условия, позволяющие защитить подрастающее поколение в различных жизненных ситуациях. Нужно помочь детям раскрыть способности, содействовать тому, чтобы они были заняты своим любимым делом в свободное время.

Верно высказался М. Джонсон: «Не зарывайте голову в песок. Подхватить вирус СПИДа может любой. Первое, что нужно сделать, это покончить с отрицанием, которое говорит: «Со мной это не может случиться». Для СПИДа нет «нас» и «их». И я не устану повторять это снова и снова. Заразитесь Вы ВИЧ-инфекцией или нет, зависит не от того, какой Вы, а оттого, что Вы делаете. Мы все подвержены риску».

Определённый вклад в работу по профилактике ВИЧ-инфекции среди детей, подростков, молодёжи могут внести педагоги, работающие в различных учебных заведениях. Специфика их деятельности позволяет доносить информацию по профилактике ВИЧ-инфекции в доступной и приемлемой форме.

Забота о здоровье и гармоничном развитии подрастающего поколения обязывает взрослых предохранять детей от всего, что может нанести им физический и моральный ущерб, в частности при заражении ВИЧ-инфекцией. Ели ребёнок совершил ошибку, протяните ему руку помощи и окажите поддержку в сложившейся ситуации .

Мы, взрослые, должны научить молодёжь правильному поведению, предупреждению заражением этой смертельной инфекцией, научить делать выбор в пользу здорового образа жизни. однако не следует всю профилактическую работу сводить к передаче информации. Подростку легче разобраться в предлагаемых вариантах поведенческих стереотипов, когда есть возможность высказать своё мнение и получить ответы на неясные вопросы. Одна из самых эффективных форм работы с подростками – подача информации нетрадиционными методами.

Давайте не будем торопиться в этой жизни, остановимся, как говорил поэт Евгений Евтушенко, и подумаем, что каждый из нас сделал, чтобы помочь остановить СПИД.

Проклятье века – это спешка,

И человек, стирая пот,

По жизни мечется, как пешка,

Попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,

И опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят.

А после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,

Который спит или кипит,

Остановись, как лошадь в мыле,

Почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,

Доверься небу, как судьбе.

Подумай – если не о боге –

Хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,

Под паровозный хриплый крик

Пойми: забегавшийся – жалок,

Остановившийся – велик.

Есть в нерешительности сила,

Когда по ложному пути

Вперёд на ложные светила

Ты не решаешься идти.

Когда тебя толкает злоба

К забвенью собственной души,

К бесчестью выстрела и слова

Не поспеши, не соверши!

Остановись, идя в слепую,

О население Земли!

Замри, летя из кольта, пуля,

И, бомба, в воздухе замри…

О человек, чьё имя свято,

Подняв глаза с молитвой ввысь,

Среди распада и разврата

Остановись, остановись!

Программы профилактики ВИЧ-инфекции необходимы для того чтобы снизить уровень эпидемической опасности в стране. Ведь именно от этого зависит здоровье всех ее жителей в целом. Меры предосторожности, защищающие от инфицирования, помогают остановить показатели роста заражаемости. Кстати, социальная профилактика ВИЧ-инфекции включает в себя не только работу со здоровыми людьми. Она касается также и тех, кто уже заражен. Ведь во многом безопасность населения зависит и от них. Какая социальная профилактика ВИЧ проводится в нашей стране, какие слои населения охватывают программы по снижению уровня эпидемической опасности и существуют ли международные меры безопасности?

Программа профилактики СПИДа в образовательных учреждениях

Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях касается в первую очередь школьников и студентов колледжей и университетов. В школах за беседы с детьми об опасности инфицирования отвечают методисты по воспитательной работе или классные руководители. Основная цель государственной программы по предотвращению распространения ВИЧ в образовательной сфере - донести до подростков и детей то, как опасно заразиться смертельным недугом. Для этого им следует объяснять не только последствия такой ситуации, но и причины. Речь идет о механизмах передачи вируса иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции среди населения в данном случае - верный способ предотвратить распространение страшного заболевания в кругах молодежи. Ведь по статистике в последнее время участились случаи заражения школьников старших и средних классов и студентов. Ничего удивительного в этом нет, поскольку чаще всего к инфицированию приводят беспорядочные половые связи, которые свойственны распущенным представителям молодежи.

К сожалению, в юном возрасте у некоторых подростков такое поведение считается нормой. Программа профилактики ВИЧ в данном случае помогает разъяснить молодым людям все опасности аморального образа жизни.

Программа профилактики ВИЧ и СПИДа среди сотрудников предприятий и различных учреждений

Информирование работающего населения об опасности инфицирования страшным недугом производится при непосредственном участии СПИД-центров. Отрывать от исполнения своих обязанностей на длительное время сотрудников не всегда возможно, поэтому профилактика ВИЧ-инфекции среди работающего населения осуществляется обученными волонтерами. Эту функцию выполняют один или несколько сотрудников предприятия или учреждения (количество волонтеров зависит от количества человек в коллективе). В СПИД-центре проводятся семинары в течение двух или трех дней. Это своего рода курсы по подготовке к поясняющим беседам с коллективом. Профилактика ВИЧ среди населения в данном случае помогает донести до рабочих всю необходимую информацию об опасности инфицирования.

На семинарах в СПИД-центрах волонтеров не только оповещают обо всех способах передачи опасного недуга. Людей, которые обучаются на таких экспресс-курсах, учат и тому, как в полной мере донести до коллектива все, что необходимо знать о вирусе, его путях передачи и методах предосторожности. В частности, такие беседы включают в себя информацию о необходимости отказа от аморального образа жизни. Волонтер в рамках федеральной программы профилактики ВИЧ также обязан рассказать о том, что самым эффективным методом защиты от вируса является барьерная контрацепция. Использование презерватива - единственный способ обезопаситься от недуга при половом контакте с непроверенным партнером. Кстати, с его помощью можно защититься еще и от ряда других опасных венерических заболеваний.

Национальная программа по ВИЧ, охватывающая такие слои населения, как школьников и работающих граждан, достаточно эффективна. Информация, которую получают от волонтеров люди, распространяется дальше. Школьники и студенты, а также взрослые люди рассказывают о семинарах и лекциях такого плана своим знакомым и родственникам.

Объединенная программа ООН по ВИЧ и СПИДу: какие положения включает?

Объединенная программа по ВИЧ и СПИДу была основана в 1994 году Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций. На протяжении нескольких десятков лет она изменялась, но ее суть осталась прежней. Название свода положений от ООН - ЮНЭЙДС. Какие цели преследовало ее создание? Профилактика ВИЧ-инфекции производится не только в России, но и во всем мире. Именно поэтому так важно было разработать единую концепцию по борьбе с опасным недугом, ежегодно уносящим тысячи жизней по всему миру. С помощью ЮНЭЙДС стала возможной мобилизация международных ресурсов, необходимая для того чтобы уменьшить уровень эпидемической опасности. Стоит отметить, что у ООН есть также и программы для ВИЧ-инфицированных. Они необходимы для улучшения качества обслуживания людей с опасным диагнозом в медицинских учреждениях. Они также включают в себя и положения по разработке лекарственных средств для поддерживающей терапии и вакцин от опасного вируса.

В России существуют также региональные программы по лечению ВИЧ. Они предназначены для специалистов в области медицины и младшего персонала больниц, поликлиник и стационаров. Положения этих программ основаны на современных методах борьбы с вирусом иммунодефицита на всех этапах развития заболевания. По поводу диагностики опасного недуга в них также имеются определенные правила и нормы.

Программам для ВИЧ-инфицированных обучают медицинский персонал и социальных работников на курсах повышения квалификации или в СПИД-центрах. В дальнейшем это помогает качественно проводить профилактические мероприятия среди людей с опасным диагнозом и оказывать им помощь. А еще после такой подготовки у медиков и социальных работников есть возможность проводить беседы с членами семьи и близкими людьми инфицированных, что также немаловажно для их дальнейшей социальной адаптации.

Утверждаю:
Директор МБОУ «ООШ № 28»
__________Т.А. Бединина

Программа

Профилактика ВИЧ-инфекции

в общеобразовательном учреждении




Составитель:

зам. директора по ВПР

МБОУ «ООШ № 28»

Фомичёва Е.В.

2012 год
Пояснительная записка

Актуальность проблемы профилактики ВИЧ/СПИДа определяется усугублением ситуации в нашей стране, основной тенденцией является катастрофический рост числа ВИЧ-инфицированных людей, особенно среди подростков и молодёжи. Темпы роста ВИЧ-инфицирования в России представляют серьезную угрозу жизни и достоинству человека. Главной причиной распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране является, прежде всего, наркомания. В процесс инъекционного потребления наркотиков вовлекается молодежь, начиная с 14-16 лет. Кроме того, по итогам последних лет установлено, что в этой среде ВИЧ-инфекция интенсивно распространяется половым путем, чему способствуют новые стереотипы сексуального поведения молодежи и высокий уровень инфекций, передаваемых половым путем. Всё чаще в эпидпроцесс ВИЧ - инфицирования вовлекаются женщины, а в связи с этим увеличивается количество детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями.

Свердловская область относится к одной из самых неблагоприятных территорий России. Каждый 25 житель области в возрасте от 18 до 39 лет живет с ВИЧ-инфекцией. В процесс распространения ВИЧ-инфекции вовлечены все возрастные и социальные группы населения.

Поскольку основной задачей учебных заведений является «учить», то проведение профилактических мероприятий среди учащихся является очень важным и единственным средством на сегодняшний день в предупреждении распространения ВИЧ. Полную и качественную информацию по проблеме ВИЧ/СПИД могут оказать педагоги. Для этого разработана примерная программа профилактики ВИЧ - инфекции в образовательном учреждении.

Программа «Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательном учреждении» предполагает освещение проблемы ВИЧ-инфекции в рамках школьных уроков по различным дисциплинам, проведение внеклассных мероприятий, социальных акций, социологических исследований, тренинговых занятий и родительского всеобуча.

Цель программы: повышение информированности учащихся и родителей в области профилактики ВИЧ/СПИДа и предотвращение распространения эпидемии ВИЧ-инфекции среди учащихся.

Задачи:


    обеспечение учащихся достоверной информацией в доступной форме;

  • формирование навыков общения и принятия решений в различных ситуациях;

  • формирование мотивации к сохранению здоровья, в том числе безопасного и ответственного поведения;

  • воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ-инфицированным людям.

В результате реализации прогрммы учащиеся должны


знать:

  • способы и причины передачи ВИЧ;

  • нормативно – правовые документы в сфере регулирования противодействия распространению ВИЧ-инфекции;

  • влияние ВИЧ-инфекции на организм;

  • принципы профилактики, как снизить риск инфицирования себя и своих близких.
уметь:

  • применять полученные знания на практике;

  • уметь говорить «Нет» и принимать самостоятельно правильное решение;

  • вести активный здоровый образ жизни.
приобрести навык:

  • работы в коллективе;

  • высказывания своих мыслей и мнения;

  • изучения научной литературы по данной теме.

Основные мероприятия по реализации программы




Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

1

Методическое информационное совещание. Разработка приказа по МБОУ «ООШ № 28»

октябрь

Директор МБОУ «ООШ № 28»

2

Участие в городском семинаре « О внедрении программы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательные учреждения Свердловской области»

октябрь

Зам. директора по ВПР

3

Родительское собрание и родительский всеобуч с целью информирования о внедряемой программе профилактики ВИЧ-инфекции в ОУ (с заполнением согласий родителей о проведении профилактических занятий с учащимися)

октябрь

Директор
«ООШ № 28»

Классный руководитель



4

Анкетирование родителей

октябрь

Классный руководитель

5

Первичное анкетирование учащихся на определение начальных знаний по проблеме ВИЧ/СПИДА

октябрь

Зам. директора по ВПР

6

  1. Внеклассное занятие «Актуальность ВИЧ-инфекции и медицинские аспекты проблемы»

ноябрь

Учитель КБЖ

7

Урок по биологии «Физиологические защитные системы организма. Развитие приобретённого иммунодефицита»

ноябрь

Учитель биологии

8

Экскурсия в СПИД лабораторию

ноябрь

Зам. директора по ВПР

9

  1. Внеклассное мероприятие
Разбор ситуации и выполнение упражнений на закрепление изученного материала на 1 занятии

ноябрь

Учитель КБЖ

10

Круглый стол «Закон и ВИЧ»

ноябрь

Консультативно-правовой отдел ЦСПСиД Черкасова Н.А.

11

Тренинговые упражнения «Умей сказать «нет!»

ноябрь

Психолог ЦСПСиД

Васина Л.А.



12

Месячник профилактики СПИДа и заболеваний, передающихся половым путём

декабрь

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



13

Единый урок, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом «О чём звонят колокола»

декабрь

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



14

Лекция с просмотром видеофильма «Здоровое детство – здоровое материнство»

декабрь

ЦМП,

зам. директора по ВПР



15

Конкурс фотографий «Мир глазами позитивных людей»

декабрь

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



16

Социальная акция, распространение листовок «Это должен знать каждый»

декабрь

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



17

Дискуссия по фильму «Дневник Насти»

декабрь

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



18

Ток - шоу на тему «ВИЧ/СПИД- проблема, касающаяся каждого»

декабрь

Учитель литературы

19

Повторное анкетирование учащихся на определение уровня знаний по проблеме ВИЧ/СПИДА

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



20

Размещение информации о ходе реализации программы на сайте школы

в течение года

Учитель информатики

Нормативное обеспечение
1. Постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2009г. № 737-ПП «О Концепции «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся образовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025года»

2. Приказ Правительства Свердловской области от 01.12.2011г. № 855-и

/1344-п «О внедрении программы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательные учреждения Свердловской области»

3. Приказ по муниципальному органу «Управление образования городского округа Краснотурьинск» от 05.09.2012г. № 283-Д

4. Приказ по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 28» от 15.09.2012г.

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РФ

Концептуальные основы программы профилактики ВИЧ-инфекции.

В соответствии с утвержденной Минобрнауки России «Концепцией превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа образовательной среде» в разработке программ по профилактике ВИЧ-инфекции следует руководствоваться принципом многоаспектности. В Концепции сформулированы базовые принципы, на основе которых рекомендовано создавать обучающие тренинговые программы.

Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране.

Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.

Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ-инфицирования; социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни; психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.

Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведе-ния. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров инфицирования ВИЧ и, как следствие, - сдерживания эпидемии ВИЧ-инфекции.

Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.

Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, тендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп.

Принцип легитимности - профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.

Принцип соблюдения прав человека - профилактические действия не должны нарушать права и свободы человека.

Принцип комплексности - предполагает согласованность взаимодействия: на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (воспитатели, педагоги, дошкольные и школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.); на ведомственном уровне - органов и учреждений соответствующей ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность по профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.); на уровне государственных, общественных и международных организаций.

Примерные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и учебные пособия могут быть использованы для для интегрирования в них дидактических единиц, связанных с профилактикой ВИЧ-инфекции и злоупотреблением психоактивными веществами. Использование этих предметов может происходить в разных контекстах Сформулируем эти контексты в категориях индивидуального и общественного. К индивидуальному относится собственно сам человек с его анатомо-физиологическими составляющими и персональной психологией. К общественному отнесем социальные группы и общественные институты, которые регламентируют жизнь человека в социуме. Полученные категории могут стать первичной основой для дидактических единиц и элементов содержания образования.

Медико-биологические. В данной категории сгруппированы дидактические единицы, которые имеют отношение к медицинским физиологическим, микробиологическим, патогенетическим знаниям. К ним относится, например, знание о том, что такое иммунитет, лимфоцит, вирус. Знания этой категории не могут сами по себе не могут повлиять на возможность инфицирования или предотвратить употребление наркотика, однако, они, несомненно, придают смысл поведению, ориентированному на нерискованное поведение.

Социально-психологические . В данной категории группируются дидактические единицы, которые имеют отношение к человеческой личности и которые влияют на его поведение: эмоции, самооценка, зависимость от мнения другого человека, чувство собственного достоинства. В отличие от категории "биология" в этой категории группируются элементы, позволяющие апеллировать к активности индивида и формировать его поведение.

Социальные. Группирует элементы, включающие воздействие на индивида государства и международного сообщества с его политическими, правовыми и экономическими аспектами. а также категории, которые обуславливают существование человека в различных социальных группах: семье, компании сверстников, а также элементы, которые регламентируют и означивают коммуникации в малых группах: дружба, любовь, групповое давление и др.

Вышеописанные категории могут быть объединены в две дихотомии: индивидуальная: биология – психология, общественная: экономика и право – социальные группы. Принцип такого объединения заключается в том, что один вектор каждой из этих дихотомий относительно пассивный, с точки зрения поведения и влияния, другой, относительно активный (См.рис.1). На пересечении знаний и компетентностей индивидуального и общественного могут быть сделаны выводы о представленности различных элементов анализа с точки зрения "пассивного" знания, и "эффекторных" компетентностей, которые ориентированы на выработку конкретных поведенческих паттернов. Необходимо заметить, что знания, равно как и компетентности, далеко не всегда являются основанием для изменения поведения. Примером может служить курение. На каждой пачке сигарет написано об опасности курения для здоровья. Тем не менее, многие люди продолжает курить, зная об этой опасности.

Рисунок №1

Это предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и мораль-но-этических последствиях ВИЧ-инфицирования; социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных мо-ральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового об-раза жизни; психологический аспект, направленный на формирование стрессоустой-чивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также уста-новок «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернатив-ный выбор в трудной жизненной ситуации. Профилактика ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами затрагивает вопросы, изучаемые на самых различных дисциплинах. Категории морали и нравственности изучаются на гуманитарных предметах, проблемы физиологического и патологического воздействия вируса или действия наркотика изучаются в курсе биологии, экономические проблема, связанные с пандемией ВИЧ-инфекции рассматриваются на уроках географии и т.д. Дополнительной сложностью в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции является обсуждение самых инимных тайных вопросов, связанных с любовью, чувственными удовольствиями, сексуальностью. Здесь учителю следует пройти между Сциллой ханжества, нежеланием видеть реалии современной жизни и Харибдой циничного натурализма и вульгарных инструкций.

Проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами также находятся на перекрестке острых общественных дискуссий. С одной стороны, в молодежной среде нарастает нелегальное использование наркотических веществ и старшеклассники зачастую оказываются более опытными экспертами в области употребления наркотических веществ, чем преподаватели. С другой стороны, двойные стандарты, связанные с агрессивной рекламой слабоалкогольных напитков (пива) в СМИ, заставляют школьников с подозрением относиться к антиалкогольной пропаганде в школе. При сохраняющейся массовой эпидемии курения (курит половина взрослого населения России) затруднительно организовать эффективную пропаганду направленную против табакизма. Эффективное решение проблемы заключается в систематической межпредметной интеграции по вопросам, связанным с профилактикой ВИЧ-инфекции, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакизма.

Целевая группа программы

Программа предназначена для учащихся 5-11 классов.

Материал представляет собой перечень дидактических единиц, структурированных по ступеням общего образования: основное общее, среднее (полное) общее образование.

Комплексность проблемы профилактики ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами обуславливает объединение дидактических единиц по аспектам изучения: медико-биологический, социально-психологический, социальный.

Цели.

Структура целей изучения проблемы построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны. Принципиальное значение данной программы имеет цель, связанная с формированием нормативного поведения , минимизирующего вероятность ВИЧ-инфицирования.

Изучение учащимися проблем профилактики ВИЧ-инфекции направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о ВИЧ-инфекции , способах передачи ВИЧ, поведенческих факторах, способствующих инфицированию, знанием нормативного поведения, при котором риск ВИЧ-инфицирования исключен, или минимален;

освоение знаний о вреде употребления психоактивных веществ;

развитие поведенческих навыков , способствующих уменьшению риска ВИЧ- инфицирования и зависимости от психоактивных веществ, развитие навыков позитивного поведения, исключающего риск ВИЧ-инфицирования;

воспитание чувства ответственности, толерантности, базовых нравственных ценностей ;

овладение умениями предвидеть потенциально опасные ситуации и избегать их, в ситуации повышенного риска выбирать эффективные способы деятельности.

Перечень дидактических единиц

Основное общее образование.

Иммунитет. ВИЧ и другие социально значимые инфекции (гепатит, туберкулез, инфекции, передаваемые половым путем). Особенности эпидемиологии ВИЧ-инфекции. Строение клетки ВИЧ. ВИЧ и СПИД. Способы передачи ВИЧ-инфекции. Биологические основы поведения. Особенности подросткового периода: физиологический и гигиенический аспекты. Правила употребления лекарственных препаратов. Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств. Психоактивные вещества: алкоголь, наркотики, табак. Опасность злоупотребления психоактивными веществами. Болезни человека, связанные с употреблением психоактивных веществ. Наркомания. Алкоголизм. Табакизм. Аддиктивное поведение.

Личность; индивидуальность; самовосприятие, самооценка (Кто я и как мне к себе относиться). Половые различия в поведении людей. Особенности подросткового периода: психологический, социальный аспекты. Целеполагание и способы достижения цели (Чего я хочу и как этого добиться (умение ставить цели и социально приемлемые способы их достижения). Ответственное отношение к здоровью. Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. Взаимоотношения подростка со сверстниками: групповое давление. Способы противостояния групповому давлению. Жизненные ценности. Рискованное поведение; оправданный и неоправданный риск. Агрессивное поведение и насилие. Возможности избежать ситуации насилия. Способы поведения в ситуации насилия. Толерантность. Потребности человека: потребность в уважении, в понимании, в любви. Дружба и любовь. Взаимоотношения между девушками и юношами: дружба, симпатия, первая любовь. Семья: традиции семьи у разных народов. Традиции семьи в прошлом и настоящем. Наркотики и здоровье. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Критическое отношение к рекламе.

Социальные аспекты проблемы.

ВИЧ-инфекция – актуальная проблема современности (почему нам важно об этом знать). Эпидемии. Ответственность за распространение инфекций. Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Организации и специалисты, занимающиеся проблемами профилактики ВИЧ-инфекции (детские поликлиники и подростковые врачи, ППМС-центры, психологические службы, школьные психологи, социальные работники и педагоги). ВИЧ и права человека.

Среднее (полное) общее образование.

Медико-биологические аспекты проблемы.

Репродуктивное здоровье юноши и девушки. Симптомы ВИЧ-инфицирования. Развитие ВИЧ-инфекции. Антитела. Период «окна». Бессимптомный период. Обследование на ВИЧ. Способы защиты от ВИЧ-инфекции. Современные методы лечения и медикаментозной поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Передача ВИЧ-инфекции от матери к ребенку. Инъекционная наркомания – повышенный риск заражения ВИЧ.

Социально-психологические аспекты проблемы.

Психологические и нравственные аспекты ВИЧ-инфекции. Группы риска ВИЧ-инфицирования. Оказание поддержки и общение с ВИЧ-инфицированными. Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. Взаимоотношения с противоположным полом. Конфликты. Пути разрешения конфликтов. Сексуальное насилие: ситуации, причины, разумное поведение. Ответственное поведение. Планирование и реализация планов. Свобода и ответственность. Проблема выбора и ответственность за личный выбор. Система ценностей в контексте развития человеческого сообщества. Гедонистический подход к жизни. Смысл жизни и жизненные цели. Ценность человеческой личности. Ценность жизни и здоровья. Смерть. Семья как ценность.

Социальные аспекты проблемы.

ВИЧ/СПИД: история возникновения, распространения по миру, современная ситуация, развитие до масштабов эпидемии. Эпидемии в истории человечества, модель развития эпидемии; взаимоотношения людей во время эпидемий. Законодательство в области ВИЧ/СПИДа. ВИЧ/СПИД и права человека: международная и российская практика. Организации и специалисты, занимающиеся проблемами профилактики ВИЧ-инфекции (СПИД-центры, международные организации, общественные организации, подростковый кабинет в районной поликлинике, женские консультации (подростковый гинеколог), Центры планирования семьи, кожно-венерологический диспансер, медицинские центры; организации и специалисты, работающие в вашем городе, районе). Права и ответственность клиента, получающего медицинские услуги. Ответственность врача. Врачебная тайна.

Предложения к дополнению федерального компонента стандарта основного общего образования тематикой по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами.

Проект раздела стандарта общего образования по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления ПАВ разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 г.

Проект дополнений к стандарту основного общего образования по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами и структурирован по ступеням общего образования (основное общее, среднее (полное) общее образование) и включает:

    цели изучения предмета;

    обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному предмету;

    требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету.

Цели. В Проекте дополнений стандарта общего образования по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами цели конкретизируются на каждой ступени (цели основного общего и среднего (полного) общего образования). Структура целей изучения проблемы построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.

Обязательный минимум содержания.

Он представлен обобщенным содержанием образования в форме набора предметных тем, которое предлагается для включения в образовательные программы.Обязательный минимум включает научные идеи и факты по проблеме, определяющие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной грамотности. Обязательный минимум обеспечивает преемственность сту-пеней общего образования, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования. Обязательный минимум не устанавливает порядок (последо-вательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы. Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников. Установленные Проектом стандарта результаты освоения выпускниками обязательного минимума Проекта стандарта общего образования по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления ПАВ. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования. Требования задаются в деятельностной форме (что в резуль-тате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измери-тельных материалов для аттестации учащихся образовательных учреждений, реализующих Проект стандарта по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами.

Изучение учащимися проблем профилактики ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами и на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний о ВИЧ-инфекции, способах передачи ВИЧ, поведенческих факторах, способствующих инфицированию, психоактивных веществах и их патогенном воздействии, факторах риска провоцирующих злоупотребление психоактивных веществ;

    развитие поведенческих навыков, способствующих уменьшению риска употребления психоактивных веществ и ВИЧ- инфицирования, понимания необходимости отсрочки сексуального дебюта;

    воспитание чувства ответственности, ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, ценности семьи, ценности любви, уважения к правам людей противоположного пола, толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям;

    овладение умениями предвидеть потенциально опасные ситуации и избегать их, в ситуации повышенного риска выбирать эффективные способы деятельности, использовать ресурс социума (обращаться за социальной поддержкой) по проблемам диагностики ВИЧ-инфекции.

Предложения в обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Медико-биологические аспекты проблемы.

Иммунитет. ВИЧ и другие социально значимые инфекции (гепатит, туберкулез, инфекции, передаваемые половым путем). Особенности эпидемиологии ВИЧ-инфекции. Строение клетки ВИЧ. ВИЧ и СПИД. Способы передачи ВИЧ-инфекции. Особенности подросткового периода: физиологический и гигиенический аспекты. Психоактивные вещества: алкоголь, наркотики, табак. Опасность злоупотребления психоактивными веществами. Наркомания. Алкоголизм. Табакизм. Аддиктивное поведение.

Социально-психологические аспекты проблемы.

ВИЧ-инфекция – актуальная проблема современности. Аддиктивное поведение. Формирование зависимого поведения. Личность; индивидуальность; самовосприятие, самооценка (Кто я и как мне к себе относиться). Особенности подросткового периода: психологический, социальный аспекты. Целеполагание и способы достижения цели (Чего я хочу и как этого добиться (умение ставить цели и социально приемлемые способы их достижения). Ответственное отношение к здоровью. Взаимоотношения подростка со сверстниками: групповое давление. Способы противостояния групповому давлению. Жизненные ценности. Рискованное поведение; оправданный и неоправданный риск. Агрессивное поведение и насилие. Возможности избежать ситуации насилия. Способы поведения в ситуации насилия. Толерантность. Потребности человека: потребность в уважении, в понимании, в любви. Дружба и любовь. Взаимоотношения между девушками и юношами: дружба, симпатия, первая любовь. Семья: традиции семьи у разных народов. Традиции семьи в прошлом и настоящем. Наркотики и здоровье. Организации и специалисты, занимающиеся проблемами профилактики ВИЧ-инфекции и предупреждением злоупотребления психоактивными веществами (СПИД-центры, неркологические диспансеры, детские поликлиники и подростковые врачи, ППМС-центры). ВИЧ и права человека.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения вопросов профилактики ВИЧ-инфекции ученик должен

знать / понимать

    что такое ВИЧ-инфекция и СПИД;

    способы передачи ВИЧ-инфекции;

    особенности подросткового периода;

    о негативном влиянии психоактивных веществ на здоровье;

    традиционные семейные ценности;

    о важных потребностях человека: в уважении, в понимании, в любви;

    о правах человека (в отношении ВИЧ-инфицированных);

    об организациях и специалистах, занимающихся проблемами профилактики ВИЧ-инфекции.

уметь

    видеть цели собственной деятельности (отвечать на вопрос «зачем я это делаю?»);

    ставить перед собой цели;

    достигать поставленных целей социально приемлемыми способами;

    брать на себя ответственность за собственное здоровье;

    определять оправданность риска;

    использовать ресурс социума (обращаться за социальной поддержкой) по проблемам ВИЧ.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

    саморазвития (развития ресурсов собственной личности: индивидуальности, самопринятия, позитивной самооценки, толерантности);

    выстраивания эффективных отношений со сверстниками, противостояния групповому давлению;

    избегания ситуаций насилия и неоправданного риска;

    предвидения потенциально опасных ситуации;

    выбора наиболее эффективных способов действий в ситуации повышенного риска;

    формирования установок, связанных с неупотреблением наркотиков.

План мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции

с трудовым коллективом школы

на 2019/2020 учебный год

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Круглый стол

«Профилактика ВИЧ-инфекции путем пропаганды здорового образа жизни»

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Анкетирование «Что Вы знаете о ВИЧ-инфекции»

Педагог-организатор

Коновалова О.Н.

Встреча с медработником «Пути заражения»

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Единый информационный час

«Урок во имя жизни»

Классные руководители

Семинар практикум «Профилактика ВИЧ-инфекции в школе»

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Конкурсная программа «Вместе против СПИДа»

Педагог-организатор

Коновалова О.Н.

Пресс-конференция

«Проблемы ВИЧ-инфекции»

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Спортландия

«Мы за здоровый образ жизни»

Сиводед Л.М.

Игра «Лабиринт»

Педагог социальный

Шатон И.Н.

Просмотр видеофильма

«Стоп - СПИД»

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

1 раз в год

Директор школы

Сержан Н.В.

Заместитель директора

по воспитательной работе Л.Н.Денисенко

Государственное учреждение УТВЕРЖДАЮ

образования «Солтановская средняя Директор школы

школа» Речицкого района Н.В.Сержан

План мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции

с учащимися на 2019/2020 учебный год

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Классные часы в рамках Недели здоровья «Молодежь. Здоровье. Образ жизни»

Классные руководители

1-11 классов

Проведение Дней здоровья

2 суббота месяца

Сиводед Л.М.

Коновалова О.Н.

Встреча с медработником

«Пути заражения»

Зам. директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Акция «Молодежь против СПИДа»:

Единый информационный час

«Урок во имя жизни»;

Конкурс плакатов «СПИДу - нет!»;

Анкетирование «Знаем ли мы о СПИДе?»;

Диспут «Вместе против СПИДа»;

Игра «Мозаика»;

Тематическая дискотека «Молодежь против СПИДа»

26.11 - 01.12.2019

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Педагог-организатор

Коновалова О.Н.

Педагог социальный Шатон И.Н.

Классные руководители

Творческое задание

«Письмо моему сверстнику»

Ролевая игра «Чья сторона?»

Зам. директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Ситуационная игра

«В чем проблема?»

Педагог-организатор

Коновалова О.Н.

Творческое задание

«Мини-сочинение»

Коновалова О.Н.

Спортландия

«Мы за здоровый образ жизни»

Учитель физической культуры и спорта

Сиводед Л.М.

День памяти жертв СПИДа:

акция «Свеча памяти»

Педагог-организатор

Коновалова О.Н.

Проведение кинолекториев и видеопоказов по данной тематике

1 раз в месяц

Зам. директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Прохождение медицинского обследования

1 раз в год

Зам. директора по ВР

Денисенко Л.Н.