Плохое поведение ребенка. Почему дети плохо ведут себя в школе? Плохое поведение первоклассника в школе

Когда ребенок идет в первый класс, то в сердце каждого родителя живет надежда, что чадо будет оценено по заслугам в школе и учителя заметят, сколько души и сил вы вложили в его воспитание. Поведение ребенка в школе во многом зависит от полученного воспитания.

Нормы и правила

Конечно, задолго до начала учебного года, вы рассказывали и приводили примеры правил поведения детей в школе. Все нормы и правила сводятся к трем «китам»:

Дисциплина:

  • вовремя приходить в школу;
  • не баловаться на переменах и уроках;
  • выполнять требования учителей, уроки и домашние задания.

Безопасность:

  • не бегать по лестницам и коридорам;
  • заботиться о своем здоровье;
  • надевать сменную одежду и обувь (особенно в холодное время года).

Нравственное воспитание:

  • проявлять вежливость: здороваться, прощаться, выражать благодарность в нужной ситуации;
  • уважать труд тех. персонала;
  • бережно относиться к вещам как личным, так и школьным.

Правила не так уж и сложны. Но адаптации поведения к школе, детям, которые совсем недавно покинули стены детских садов, иногда мешают психологические проблемы.

Первые проблемы

Возможно, на первом собрании или даже раньше, классный учитель, скажет, что ваш ребенок постоянно его отвлекает: то он хочет выйти из класса, то дергает учителя по делу и без необходимости или просит о помощи. И заканчивается эта тирада чаще всего фразой, что учитель не может сосредоточить свое внимание только на одном ученике.

А ведь проблема именно в этом: ребенок пытается привлечь внимание . Для исправления ситуации, вам необходимо:

  • чаще инициировать общение с ребенком;
  • прекратить говорить о его недостатках, а сконцентрироваться на достоинствах;
  • при негативном поведении для привлечения вашего внимания, пообещайте, что подойдете и поможете. Только через короткий промежуток времени. Не более 10 минут.

Следующая причина, которая может стать отправной точкой плохого поведения ребенка в школе - это борьба за власть . Возможно, проявляется она как активно, так и пассивно.


В активной форме ученик бурно выступает против требований, и, соответственно их не выполняет. В пассивной форме ребенок молча слушает, кивает, но ничего не делает.

В этом случае необходимо:

  • не навязывать свою волю а приобщать ребенка к делам и принятию решений;
  • помочь ему понять и осознать последствия выполнения задания.

Для того чтобы ребенку было проще:

  • разработайте правила поведения в доме. Общие правила для всех без исключения;
  • в случае нарушений, объясните ребенку логические последствия, но не наказывайте. Например, если он не убрал в своей комнате, то ему придется сделать это в другое время, но обязательно до сна.

Если ребенок уже в первом классе начинает прогуливать уроки, врет и не выполняет домашние задания, а к доске он не выйдет даже за большое поощрение, то это проявления – демонстрации несостоятельности или попытка избежать неудачу .

Это последствия того, что ребенок не верит в себя, свою успешность. Ему кажется, что он во всем хуже других. Работать над исправлением ситуации надо постепенно, помогая нарастить ребенку собственный успешный опыт. Для этого:

  • перестаньте его критиковать. Вообще. Сорвались? Похвалите в течение ближайших 8 часов - 10 раз;
  • делите крупные задания на мелкие подзадачи. Хвалите за результат и процесс;
  • научите его внутренней самооценке: спрашивайте его: «ты собой гордишься?», вместо оценочной похвалы «я тобой горжусь»;
  • поддерживайте своего ребенка всегда и во всем.

Итак, насколько бы деструктивным ни было поведение ребенка в школе, ваше искреннее участие, постоянная помощь и внутреннее спокойствие помогут достичь успехов как в учебном процессе, так и в будущей жизни.

Как правило, когда мы слышим о плохом поведении ребенка в школе, большинству из нас представляется ученик начальной школы, который носится на переменах, не слушает учителя, подкладывает кнопки одноклассникам и на задней парте играет в игры.

Но некоторым родителям школьников среднего звена и старшеклассников также не спится ночами, решая головоломку: как улучшить поведение ребенка в школе? Кнопки и крики на переменах кажутся «цветочками» по сравнению с дерзостью учителям, прогуливанием уроков, ложью, курением во дворе школы, суицидальными наклонностями, употреблением наркотиков.


В данной статье мы поговорим о поведении детей в школе.

Для начала давайте определимся, что такое «поведение» и каким оно должно быть в школе.

Поведение – совокупность поступков, действий, способов общения, принятых в той или иной сфере взаимодействия, совершаемых согласно убеждениям, взглядам, полученному воспитанию.

Хорошее поведение должно способствовать:

  • безопасности самого ребенка и остальных учащихся;
  • плодотворному учебному процессу.В школе практически в каждом классе (особенно в начальных) висит памятка поведения детей в школе, которая определяет правила поведения и с которой знакомят всех ребят.Обычно такая памятка состоит из 3 частей:- поведение ребенка на уроках;- поведение на переменах;- поведение на территории школы.Большое количество вводных вступительных занятий у первоклассников посвящены теме «Правила поведения детей в школе», в классе учитель развешивает рисунки детей о правилах поведения в школе.

Когда мы говорим о «плохом поведении», это значит, что оно идет вразрез с установленными правилами, порядком из-за разницы во взглядах, недостатка воспитания.

Под плохим поведением часто также понимается неадекватное и агрессивное поведение ребенка.


Естественно, родитель ответственен за воспитание ребенка, а также за привитие ребенку определенных навыков, норм этикета и хорошего тона. А как быть, если все это есть: и воспитание, и понимание того, как нужно себя вести, и что такое «хорошо». Но поведение страдает, классный руководитель устал вызывать родителей на родительское собрание по поводу поведения ребенка в школе.

Кроме того, поведение ребенка (детей) в школе и дома может кардинально различаться: с одной стороны, домашние «шалопаи» превращаются в прилежных учеников, находясь в школе. С другой стороны, учителя постоянно жалуются на поведение, казалось бы, спокойного послушного домашнего ребенка в школе.

Попробуем выяснить причины плохого поведения ребенка в школе и дать некоторые советы, как исправить агрессивное поведение ребенка в школе, как научить ребенка хорошему поведению.

Причины:

1.Психологический тип ребенка. Более эмоциональные, гиперактивные и импульсивные дети чаще отличаются непослушанием, всплесками эмоций, молниеносной сменой настроения, излишней обидчивостью, болтливостью. Поведение гиперактивного ребенка характеризуется неусидчивостью, тревожностью, недостатком внимания, совершением опасных действий, отсутствием контроля двигательной активности.

Дети-интроверты, напротив, страдают угнетением внешней активности, тревогой, страхами, склонностью таить в себе многочисленные переживания.

Совет: давать детям эмоциональную разрядку, на переменах позволять принимать участие в активных играх. Вне школы обязательно посещение спортивных секций, бассейна, танцевальных студий. Дома как можно больше разговаривать и заниматься совместно уроками с ребенком, постепенно формировать усидчивость с помощью настольных игр.


2.Освоение территории. Своим поведением (негативным как нам кажется) ребенок для себя познает:- что можно, а что нельзя, т.е. границы дозволенного;- проверяет реакцию взрослых, учителей, одноклассников на его выходки, шалости и «подвиги».

Совет: пытаться с первого раза пресечь попытки «озорства», сразу ограничить круг разрешенных действий.

3.Отсутствие должного воспитания, культуры общения : ребенок- перебивает учителя, не выполняет его просьбы,- «подворовывает» у одноклассников,- не признается в содеянном, сваливая вину на других,- ужасно ведет себя в столовой,- на рабочем месте (парте) беспорядок, вещи разбросаны по всему классу.

Совет: ежедневное кропотливое воспитание в ребенке правил хорошего тона, навыков самообслуживания, правил поведения детей в школе.


4.Лидерские качества ребенка. В этом случае, плохое поведение – это своеобразный бунт ребенка на различные запреты, указания, приказы, попытки нравоучений со стороны взрослых. Подобным образом ребенок пытается самоутвердиться, показать собственное «я», что он «личность», отличная от других.

Совет: прислушиваться к ребенку, развивать его задатки, проявления характера в лучшую сторону, поощрять инициативу, быть другом и советчиком.

5.Попытка привлечь внимание. Порой для ребенка плохое поведение в школе - единственный способ привлечь внимание родителей, занятых другими детьми в семье, собственной карьерой, внутренними проблемами между собой и т.д.

Совет: как можно больше уделять времени ребенку, предлагать совместные игры и отдых с другими братьями и сестрами, чаще выбираться вместе на природу, пикник; обсуждать дела в школе, отношения со сверстниками, приглашать друзей в гости.


6.Низкая самооценка ребенка. Неуверенность в себе, в собственных достижениях порождают отсутствие мотива к учебе («Зачем стараться и пытаться что-то делать, все равно ничего не получится»).

Совет: чаще одобрять положительные поступки, добрые слова и отношения к кому-либо, хвалить за попытки исправиться, за успех в любой сфере деятельности ребенка.


7.Подражание. Это присуще больше всего ребятам в подростковом возрасте 11-16 лет, когда в классе существует неформальный (или формальный) лидер с заработанным авторитетом, который может диктовать свои правила. Ребенок неосознанно пытается ему подражать, чтобы его признали за «своего», за «крутого», самостоятельного. Прежде всего, это касается курения (в т.ч. электронных сигарет), употребления энергетических напитков, наркотиков, алкоголя, посещения различных тусовок, компаний.

Совет: - быть ближе к ребенку, - объяснять, что сила и мощь человека в знаниях, образовании, - рассказать о последствиях употребления вредных веществ, тем более в детском возрасте.

Более серьезной и критической формой плохого поведения является девиантное поведение ребенка в школе. Выделяют два уровня подобной формы поведения:


  • - докриминогенную (поведение пока еще не представляет серьезной опасности окружающим – хулиганство, распитие спиртных напитков);
  • - криминогенную (серьезные нарушения, за которые предусматривается уголовная ответственность: распространение и употребление наркотиков, причинение тяжкого вреда здоровью кому-либо, проституция, воровство и т.д.).

Как правило, дети девиантного поведение - это:

  • - проживающие в неблагополучных семейных условиях;
  • - подвергаемые жестокому обращению.

Дети с девиантным поведением в школе ставятся на внутришкольный учет. На них заводится дневник поведения в школе или ведется карта наблюдения за поведением в школе. Эти документы оформляет классный руководитель либо школьный психолог. Ребенок обязан периодически приносить домой эти документы для ознакомления родителей. В них ведется наблюдение за поведением ребенка по следующим направлениям:


  • - поведение ребенка во время уроков;
  • - поведение на переменах в школе;
  • - поведение в школьной столовой, гардеробе;
  • - поведение во время посещения внешкольных мероприятий (поход в кино, музей, театр).

Также определяется психотип ребенка, его характер, условия проживания. Прослеживается динамика, тенденции поведения, на каждом уроке учитель должен делать в дневнике необходимые пометки. Итогом подобной методики становится характеристика поведения ребенка в школе.

Работа с детьми девиантного поведения в школе проводится педагогами, школьным психологом, социальным педагогом, директором. На родительских собраниях должно постоянно в обязательном порядке обсуждаться поведение детей в школе. Конечно же, не только на них лежит ответственность за поведение детей в школе, но и на родителях. Если ребенок состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, либо совершил преступление, его направляют в специализированную школу для детей с девиантным поведением. Школы предназначены для детей от 11 до 18 лет, которые попадают туда по решению суда за какое-либо преступление (школы закрытого типа) или направленные Комиссией по делам несовершеннолетних в случае отказа ребенка посещать общеобразовательную школу (открытого типа). Таким образом, обычных общеобразовательных школ для детей с плохим поведением не существует.

От многих родителей можно услышать: «Ребенка выгоняют из школы за плохое поведение. Закономерно ли это?»


Исключить ребенка из школы за плохое поведение возможно в трех случаях:

Если он обучается в данной школе не по прописке;

Исключение из школы после 15 лет;

Исключение за девиантное поведение и направление в специализированную школу.

Часто приходится выслушивать жалобы о «плохом» поведении детей в школе. Причины школьной дезадаптации могут быть различными, и собственно медицинские проблемы среди них занимают далеко не основное место.

Ребенок может вести себя неправильно, если с раннего возраста воспитывается в условиях безнадзорности, недостатка эмоциональных контактов в общении, безучастности к его развитию. При этом с задержкой формируются такие личностные свойства, как инициативность, любознательность, а также игровые и социально-коммуникативные навыки. Неблагополучные семейные условия с противоречивыми по своей направленности, конфликтными отношениями ведут к формированию особой модели поведения ребенка. Ребята усваивают «дурной пример» для подражания, наблюдая привычное разрешение ссор с помощью драки, культивирование агрессии, физической силы в семье. Школьная дезадаптация усугубляется, разумеется, воздействием неформальной подростковой группы с асоциальными проявлениями – уходами из дома, воровством, ранней алкоголизацией.

У ребенка может нарушиться поведение в условиях внутрисемейного или школьного конфликта, сопровождающегося психическим напряжением, тревожным ожиданием неудачи, переживанием собственной несостоятельности. Школьная дезадаптация при этом проявляется особым, «защитным», типом реагирования в виде ухода в мир собственных фантазий, игр в одиночестве, возникновением внушенных соматических недугов. Такого рода расстройства могут наблюдаться как в младшем, так и в старшем школьном возрасте на фоне психической слабости, снижения устойчивости к нагрузкам.

Понятно, что «плохое» поведение в ряде случаев обусловлено «природными», биологическими факторами: выраженной аномалией характера, психическим заболеванием, депрессивным состоянием, умственной отсталостью. Это явно «патологический» вариант школьной дезадаптации, и в таких случаях требуется прежде всего соответствующее лечение.



Психические заболевания в детском возрасте, к счастью, встречаются не так часто. Для ребят с выраженным сниженным интеллектом существуют специальные школы. Что касается общеобразовательных (массовых) школ, то трудности в поведении можно разделить на следующие группы.

«Нездоровые» реакции
С ними родители и педагоги знакомы гораздо лучше, чем врачи. Ребенок может расплакаться при обидном замечании или ответить грубостью на требование, которое кажется ему неприемлемым. Он может вызывающе вести себя на уроках нелюбимой учительницы или «назло» испортить вещи, которыми дорожит мама. Эти явления могут иметь вид психологически понятной, вполне адекватной реакции или выходить за рамки условной нормы.

Какими признаками отличаются болезненные реакции?

Во-первых, они чрезмерно интенсивны, ярко выражены и вследствие этого затрудняют учебу ребенка, его адаптацию в коллективе. Во-вторых, такого рода реакции возникают в разных ситуациях, с различными людьми. В-третьих, степень реакции не соответствует поводу, ее вызвавшему (появление гнева, агрессии в связи с пустячной, ничтожной причиной). В-четвертых, реакции личности сопровождаются жалобами на головные боли, плохой сон, снижение аппетита, подавленное настроение и т.д.

Все реакции – состояния временные, преходящие, они длятся минуты, часы, но никак не больше. У каждого человека возникают преимущественно реакции определенного вида.

Самыми распространенными являются реакции протеста (оппозиции). Они возникают у ребенка в связи с несправедливым, оскорбительным отношением к нему со стороны родителей, ущемлением самолюбия, переживанием обиды и недовольства, конфликтами со сверстниками, школьной неуспеваемостью. Реакции выражаются непослушанием, грубостью, агрессией, отказом от выполнения требований взрослых. Подобным образом ребенок реагирует только в психотравмирующей ситуации, в отношении определенных лиц. Реже, в случае так называемых «реакций активного протеста», неправильное поведение наблюдается в разной обстановке, возникает часто, по малейшему поводу. При этом нередки проявления гнева, жестокости, агрессии. Большей частью такие реакции сопровождаются покраснением лица, потливостью, сердцебиением, двигательным возбуждением. У некоторых пациентов происходит сужение сознания, они ведут себя вызывающе «плохо», как бы «не помня себя», полностью не отдавая себе отчета в своих поступках.

Реакции пассивного протеста проявляются в разнообразных формах: в уходах из школы и дома, отказе от еды, эпизодическом недержании мочи или кала, попытках самоубийства, а также в форме элективного мутизма (избирательной немоты). Такого рода реакции всегда связаны с изменившимися отношениями в семье или коллективе, проявлением недовольства и враждебности со стороны окружающих, некоторой настороженностью, капризностью ребенка.

Реакции имитации проявляются стремлением подражать поведению взрослых или сверстников. Понятно, что таким образом могут закрепляться нежелательные формы поведения при повторении ребенком недостойных поступков родителей или молодежных «авторитетов». Он может проявлять враждебное отношение к окружающим, имитируя агрессию отца в семье, или пренебрежительное отношение к старшим, подражая поведению сверстников в группе. Так, подростки могут начать курить, выпивать, заниматься онанизмом. Закреплению таких поведенческих реакций способствуют слабоволие, подчиняемость и отсутствие позитивных примеров. Иначе говоря, поведенческие стереотипы, возникшие по механизму имитации, чаще появляются у детей с чертами неустойчивости.

При желании скрыть, преуменьшить, замаскировать явный или мнимый дефект внешности или психический изъян возникают реакции компенсации или гиперкомпенсации. Физически слабый ребенок перед сверстниками хвастается собственным спортивным разрядом или достижениями брата. Это пример так называемой «косметической лжи». Он также может предаваться мечтам и фантазиям, в которых представляет себя мужественным, сильным и непобедимым. Подросток, стремясь завоевать авторитет, может бравировать показной грубостью, развязностью, эпатировать окружающих вызывающим внешним видом. У девочек желание оказаться в центре внимания проявляется сочинительством небылиц о высоком положении родителей, невероятном успехе у молодых людей. Они стараются ярко одеваться, по-особому причесываться, злоупотребляют косметикой.

Подростковому возрасту наряду с перечисленными свойственны и иные, особые реакции. Наиболее известны реакции эмансипации – стремление к самостоятельности, независимости, освобождению от влияния взрослых. Подростки стремятся «делать жизнь» по-своему, критически оценивая достижения старших. Иногда это желание действовать вопреки общепринятым правилам приобретает утрированные, карикатурные формы.

Врачи и психологи выделяют реакцию группирования со сверстниками. Подростки склонны образовывать группы, в которых при внешне неформальных отношениях неизбежны лидеры и исполнители. Подобные объединения более характерны для мальчиков. Естественное возрастное стремление общаться «ватагой» приобретает нежелательный оборот, когда подростки совершают асоциальные поступки, правонарушения.

Склонность к реакциям увлечения – неотъемлемая психологическая черта подросткового возраста. Перечислить все увлечения ребят невозможно. У части подростков это – стремление к получению информации, приобретению знаний и встречам с интересными людьми. У других – азартные игры, стремление выделиться в спорте, художественной самодеятельности, овладении иностранным языком. У некоторых – желание физического совершенствования путем особого режима, упорных тренировок. Для всех этих реакций характерны особая направленность интересов и «сверхценное» отношение к собственным занятиям.

Аномальный характер
Дети с особым, аномальным характером формируют вторую обширную группу состояний, вызывающих школьную дезадаптацию.

Треть из них – личности с преобладанием повышенной эмоциональной возбудимости. Это дети, которые дают реакции гнева, неудовольствия, отказа по малейшему поводу, взрываются при любом незначительном внешнем раздражении. При замечаниях, неприятных для них требованиях, ущемлении их интересов они начинают кричать, разбрасывают или портят вещи, бранятся, угрожают и проявляют агрессию. На пике аффекта такие субъекты не помнят себя: с бледным, перекошенным лицом могут наговорить много гадостей окружающим и совершить такие поступки, о которых впоследствии искренне сожалеют.

В дошкольном возрасте дети с повышенной возбудимостью с трудом удерживаются в детском коллективе, постоянно бьют сверстников, не терпят ограничений, запретов, нарушают режим учреждений. На замечание или порицание взрослых они реагируют падением на пол, рыданиями, криками и стенаниями, которые выводят из равновесия окружающих. Некоторые могут надолго запомнить обиду и впоследствии отомстить обидчику. В других случаях проявлением протеста возбужденного ребенка может быть его побег из дома, в более позднем возрасте – из школы.

С наступлением у детей переходного возраста взрослым чаще приходится сталкиваться с поведенческими проблемами. У подростков наблюдаются неконтролируемые вулканические вспышки ярости и гнева. Гормональная перестройка организма, как известно, способствует еще большей возбудимости нервной системы. К тому же в этом возрасте ослабевает власть родителей над подростком, а сдерживающие морально-нравственные представления зачастую оказываются недостаточно сформированными.

На фоне агрессии, постоянной конфликтности подростки могут совершать асоциальные поступки и правонарушения, сквернословят, отказываются от учебы, иногда прибегают к попытке самоубийства. Несмотря на кажущееся разнообразие поведенческих нарушений, всегда можно заметить, что в их основе лежат повышенная возбудимость и склонность к бурным, аффективным разрядкам.

Известны ли причины «возбудимого» характера?

Первопричиной является задержка формирования эффективного процесса торможения в связи с врожденной особенностью ребенка или вследствие отрицательных факторов, действовавших на его мозг во внутриутробном, родовом периодах или вскоре после рождения (интоксикации, болезни матери, обвитие пуповиной, родовая травма и др.). Нежелательные формы поведения у ребенка могут сформироваться по механизму подражания. Если ребенок наблюдает грубость, вспыльчивость, бесцеремонность родителей, то он легко может усвоить подобные манеры. Наряду с этим повышенная возбудимость ребенка может развиться в ситуациях, которые часто вынуждают его к протесту и оппозиции. К примеру, деспотизм, чрезмерная требовательность родителей вынуждают ребенка бороться с неудовлетворительными семейными условиями. Ошибочные, неадекватные формы поведения при этом могут зафиксироваться. Наконец, возможно и прямое культивирование нежелательных свойств ребенка родителями или авторитетными посторонними людьми, которые сами отличаются далеко не идеальным характером.

Почему дети агрессивны?
Легко ли врачу прийти к однозначному выводу о наличии патологического характера у ребенка?

Нет, конечно. «Плохим» поведением грешат ведь совершенно разные пациенты. Повышенная возбудимость – следствие не только особого характера, она может быть как у дурно воспитанного, так и у страдающего тяжелым душевным заболеванием ребенка.

Почему вообще дети проявляют агрессию, бьют друг друга? Связано ли это в первую очередь с методами их воспитания, особенностями характера, личностью родителей?

Зарубежные психологи считают, что агрессию проявляют дети, которые сами боятся быть травмированными. Иначе говоря, в ее основе находится страх, связанный с прошлыми травмами и переживаниями, которые не вспоминаются, но живут в подсознании ребенка. Агрессивность проявляют дети, пережившие глубокую обиду, душевную травму или нападение в прошлом (насилие со стороны сердитых родителей или разгневанных учителей). Исходя из этой концепции ученые рекомендуют прежде всего воспитывать у детей начиная с детского сада миролюбие, доверие и самоуважение. Для этого предлагаются специальные игры для малышей, особое поведение педагогов в школе, подражание положительной модели поведения взрослых.

Отечественные специалисты большое значение в происхождении агрессивности придают биологическим, врожденным предпосылкам и нажитым, приобретенным качествам личности ребенка.

Распознавание патологических черт характера основано на том, что у детей отмечаются изменения со стороны глубоких «природных» сфер психики – темперамента, инстинктов, влечений. Поэтому уже в возрасте 2–4 лет врачи могут заметить, что ребенок отличается постоянным хмуро-недовольным настроением, совершенно не переносит дискомфорта – голода, жажды, охлаждения – или стремится садистски причинить боль близким. Иногда окружающими это расценивается как жестокость, отсутствие чувства сопереживания или крайний эгоизм. В более позднем возрасте при столкновении с меняющимися жизненными условиями у таких детей постепенно происходит формирование аномального личностного склада.

Распространенной разновидностью аномального характера являются личности с преобладанием так называемых черт неустойчивости.

Все дети с неустойчивым характером отличаются безответственностью, беззаботностью, поверхностностью суждений и реакций, не могут устоять перед соблазнами, подражают поведению ребят, с которыми «группируются».

Черты неустойчивости наблюдаются у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее ярко они проявляются в возрасте 10–13 лет и чаще всего в виде уходов из дома и школы. Уходы и бродяжничество развиваются по определенной схеме. Первые побеги возникают вследствие обиды, ущемленного самолюбия, страха наказания за какой-то проступок (двойка в школе, разбитая ваза, украденные деньги). Вначале уходы нередко объясняются нежеланием сделать какое-то усилие, выполнить требование педагогов, преодолеть трудности – попросту говоря, систематически работать. Иногда уходы вызваны стремлением освободиться от опеки и контроля со стороны родителей, продемонстрировать собственные неуязвимость и самостоятельность. Следовательно, поначалу бродяжничество возникает по какому-то конкретному поводу. Оно носит, по выражению врачей, характер реакций протеста.

Повторяющиеся побеги совершаются детьми уже бездумно, по определенному стереотипу и без предварительной подготовки. При этом дети затрудняются назвать причину уходов и прибегают к выражениям: «Тянет, хочется, не могу бороться, преодолеть себя...».

Нередко уходы из дома объясняются так называемой «сенсорной жаждой» – ребятам постоянно необходимы новые яркие впечатления, удовольствия, «ветер перемен». Поэтому они часами катаются на автобусах по городу, подолгу бродят по улицам, разглядывая витрины. Стремление уйти из дома обусловлено желанием увидеть новые места, участвовать в приключениях, потребностью во все новых развлечениях.

Сенсорный голод – проявление психической незрелости ребенка. Это дети – романтики, мечтатели, фантазеры. В школе им невыносимо скучно, будничные дела быстро надоедают. С возрастом страсть к перемене мест блекнет, дети «остепеняются». Впрочем, всем известны взрослые – вечные мигранты, неисправимые «перекати-поле».

Считается, что патологические черты характера неустойчивого типа формируются в результате частичной задержки развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Если эта незрелость (инфантилизм) с годами преодолевается, то, соответственно, сглаживаются и черты неустойчивости – происходит определенная гармонизация личности. При неблагоприятно складывающихся жизненных условиях проявления неустойчивости сохраняются со всеми вытекающими последствиями – правонарушениями, развитием хронического алкоголизма или наркомании.

Чтобы избежать неприятных последствий в подобных случаях, настоятельно рекомендую родителям своевременно обратиться к детскому психиатру. Если амбулаторное лечение и психотерапевтически направленная, грамотная беседа с врачом не приводят к успеху, то остается крайняя мера – «закрыть ребенка на ключ». Других эффективных способов помочь ему не существует.

В повседневной учительской практике консультация психоневролога сравнима разве что с навигационным атласом мореплавателя. В этой публикации мы продолжаем разговор об особенностях социально-психологической дезадаптации детей в школе.

Негативные амбиции
Ребята с преобладанием гипертимных черт характера отличаются приподнятым настроением, усиленным стремлением к деятельности. Они неизменно всем довольны, говорливы, в группе сверстников обычно стремятся к лидерству. Повышенное настроение, как правило, сочетается с двигательной расторможенностью, неусидчивостью, а также с раздражительностью, вспыльчивостью. Дезадаптация таких детей в школе объясняется их непоследовательностью, желанием командовать, настоять на своем. Веселость, беспечность и внешнее добродушие сочетаются в этих случаях с неумением подчиниться общим требованиям, постоянными нарушениями дисциплины, неспособностью «держать себя в узде», контролировать собственные поступки.

Основной особенностью лиц с преобладанием истероидных черт характера является «жажда признания», стремление привлечь внимание, быть в центре событий, «на виду». Отсюда желание казаться интересным, значительным человеком, нарочитость, демонстративность и театральность в поведении, манерах, высказываниях, неуемное фантазирование.

Школьная дезадаптация таких детей часто связана с их стремлением к первенству, пренебрежением интересами коллектива, постоянным враньем. Из-за ущемленного самолюбия, непризнания их исключительности, неприемлемости учебных нагрузок этим личностям всюду сопутствуют конфликты.

Подростки с истероидными чертами характера из-за желания приобрести репутацию «крутого парня» в молодежной группе совершают асоциальные действия – алкоголизируются, воруют, употребляют токсические вещества. В своих легендах они всегда герои, вызывающие поклонение толпы. Ребята увлеченно повествуют о любовных историях, покровительстве важных персон, исключительно «полезных» знакомых – артистах, спортсменах, «начальниках». Душещипательные истории, мифы и «замыслы» подростков всегда имеют одну цель – повысить свой рейтинг среди окружающих. Подобное «творчество» истероидных субъектов удачно называют «косметической ложью».

Причинами школьной дезадаптации могут быть также расстройства, развивающиеся по механизму «условной желательности». Именно поэтому у слабо успевающего школьника появляется чувство удушья, сердцебиения, припадки, ощущение «комка в горле», мучительные головные боли и другие нарушения, которые оправдывают его плохую учебу или избавляют от посещения школы. Девочка может «хлопнуться» в обморок для того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную слабость, хрупкость и вместе с тем утонченность и неординарность своей натуры. По таким же механизмам развиваются астазия, абазия (невозможность стоять и ходить), афония (потеря голоса), утрата чувствительности в конечностях, преходящее косоглазие, тики, судорожные припадки и даже параличи.

Откуда берутся детские фобии?
Психоневрологу часто приходится иметь дело с совершенно иными личностями – детьми робкими, неуверенными в себе, «слабыми». Это, по врачебной терминологии, патологические характеры тормозимого типа.

Речь идет о психастеническом расстройстве личности. У детей возникают опасения, что с ними или с их близкими может случиться несчастье, они фиксируются на неприятных ощущениях в теле, постоянно думают об опасности возможных тяжелых заболеваний, избегают всего незнакомого, нового, склонны к различным суевериям и мистике.

Начиная с переходного возраста психастенические черты характера выражены в полной мере: подростки пребывают в постоянных сомнениях, мучительных размышлениях о «правильности» своей жизни, тревожном обдумывании предстоящих событий. Будущее представляется им таинственным, сложным и непредсказуемым. Такие дети отличаются нерешительностью, склонностью к рассуждениям, самокопанию, «умственной жвачке».

У детей с преобладанием тревожно-мнительных черт характера компенсаторно развиваются чрезмерная приверженность к определенному порядку, привычному стереотипу жизни. Эти личности отличаются педантизмом, подчеркнутой аккуратностью и обязательностью.

Вследствие отмеченных особенностей характера у психастеников нередко возникают разнообразные навязчивые расстройства. В детском возрасте чаще приходится видеть невротические навязчивые страхи (фобии) и навязчивые движения. Последние весьма разнообразны: моргание, нахмуривание лба, шмыганье носом, подергивания плеч, втягивание живота, покашливание и т. п. Эти явления знакомы родителям и педагогам под названиями «тики» и «гиперкинезы».

Что касается навязчивых страхов, то наиболее распространенными у детей являются страхи загрязнения, отравления, заражения. Нередко можно наблюдать страхи острых предметов, лифтов, метро и других закрытых пространств. В иных случаях дети боятся перейти городскую площадь или поляну в лесу (страх открытых пространств). В более позднем возрасте, по мере осознавания детьми понятий жизни и смерти, у ребенка могут появиться навязчивые страхи собственной смерти или кончины родителей, страх подавиться едой, опасения удушья, сердечного приступа и т. п. Специфическими для детей являются страх речи у заикающихся школьников, страх покраснеть (эритрофобия). Обычно при наличии подобных нарушений дети ищут помощи, охотно соглашаются на лечение, четко выполняют врачебные рекомендации.

При длительном существовании фобий у ребенка развиваются особые, так называемые защитные, ритуальные действия. Эти явления психологически понятны и развиваются по механизму: «надо сделать так, чтобы не случилось несчастье...». Поэтому ребенок с навязчивыми страхами может определенное число раз стучать по дереву, особым образом повернуться, перешагивать через половицы или световые полосы, пританцовывать и т. п. Не выполнив ритуал полностью, ребенок не чувствует облегчения, у него не уменьшается психическое напряжение, не появляется ощущение покоя и расслабленности. Являясь серьезным психическим расстройством, защитные ритуальные действия зачастую воспринимаются родителями как привычка или выражение суеверия детей.

Внимание: перед вами тихони и недотроги
Некоторые дети отличаются выраженной замкнутостью, отгороженностью от реальности, сниженной потребностью в общении со сверстниками, внешне эмоциональной невыразительностью. Такие особенности характера получили название аутистических, или шизоидных. Первое название указывает на «поворот» личности ребенка к своему внутреннему миру, второе – на аналогию с шизофренией, психическим заболеванием, которому свойственна прежде всего крайняя необщительность в коллективе.

Ребята с аутистическими чертами характера нередко тонко чувствуют природу, отличаются музыкальностью, увлеченностью искусством. Они могут быть ранимыми, обидчивыми и невероятно чувствительными к тому, что касается их внутренних переживаний. Как правило, это очень неуклюжие, неспортивные дети, у них крайне медленно формируются навыки самообслуживания, любую работу они делают неторопливо и неловко. Раздражительность, упрямство и конфликтность такие дети проявляют только в случаях, если взрослые отвлекают их от «мечтаний», мешают им заниматься тем, к чему они расположены, – чтением, размышлениями, грезами.

Указанные характерологические особенности заметны с раннего возраста – уже в 3–4 года отчетливо проявляются отсутствие детской живости, вялость, сниженная активность детей в сочетании с удовлетворительным умственным и речевым развитием. Дети нередко рано начинают читать, считать, легко запоминают все, что им предлагается. Они поражают родителей своей рассудительностью, «взрослыми, умными» вопросами, особыми интересами (изучают энциклопедию, календари, географические карты и т. п.).

К переходному возрасту отмеченные особенности приобретают более выраженный характер – подростки испытывают повышенный интерес к абстрактным вопросам из области философии, психологии, математики, отличаются развитым воображением, сосредоточенностью на собственных односторонних увлечениях. В этом возрасте возможны неустойчивость настроения, оппозиция к родителям, протест против общепринятых морально-нравственных норм. В целом подростки с аутистическими чертами сохраняют репутацию странных «фанатов», одержимых «гениев», доброжелательных «чудаков».

Многим знакомы люди, постоянно чувствующие себя уставшими, неспособными сделать усилие, избегающие любой нагрузки. При этом оснований для такого самоощущения нет: врачи не находят серьезных недугов, подобным состояниям не предшествует изнурительная работа или психотравмирующие обстоятельства. Возникает мысль о наличии особого личностного склада, характера, в котором преобладают черты слабости, невыносливости, истощаемости.

Нами, психоневрологами, в таких случаях используется термин «астенические черты характера» (астения в переводе означает «слабость»). Указанные особенности наблюдаются с раннего возраста. У дошкольников это проявляется вялостью, капризностью, неудовлетворительной адаптацией к меняющимся условиям жизни, нарушениями сна, рвотой, сниженным аппетитом. Наряду с этим часты головные боли, плохая переносимость духоты, жары, повышенная утомляемость.

В младшем школьном возрасте становится видно, что ребенок отличается неуверенностью в себе, повышенной ранимостью, стремлением быть незаметным, избегать нагрузок, которые кажутся ему чрезмерными. В этот период у детей нередко находят различные функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др. Ребята консультируются и лечатся у врачей различных специальностей. И лишь позже, к переходному возрасту, становится понятно, что жалобы пациентов объясняются стойким своеобразием их характера.

В возрасте 12–15 лет психоневрологи отмечают все основные проявления патологического характера астенического типа. Ребята отличаются робостью, нерешительностью, обидчивостью, они не способны выносить нагрузки, преодолевать возникшие трудности. Нередко отмечаются раздражительность, склонность к пониженному настроению, стремление оградить себя от любой дополнительной работы. Подростки заранее, до начала какой-либо деятельности, чувствуют себя неспособными выполнить определенное задание. В связи с заниженной самооценкой у них легко возникают реакции недовольства, паники, отказа от претензий на достойное место в коллективе. Как правило, перечисленные особенности сохраняются у этих субъектов и в дальнейшем, в их взрослой жизни.

Как уже говорилось прежде, формирование аномальных личностных свойств определяется биологическими факторами (наследственностью, болезнями раннего возраста) и дефектами воспитания. В отдельных случаях неправильное воспитание имеет приоритетное значение в становлении патологического характера.

Важней всего погода в доме
Известно, что повышенная возбудимость, склонность к протестным реакциям, агрессивность возникают у детей, воспитывающихся в условиях гипоопеки – безнадзорности, алкоголизма родителей, постоянных конфликтов в семье. Истероидные особенности (жажда признания и фиксация на различных болезненных проявлениях) – результат воспитания по типу «кумира семьи». Патологические черты характера неустойчивого типа – следствие «оранжерейного» воспитания. В этих случаях слабая воля и подверженность постороннему влиянию доминируют в характере ребенка, потому что не воспитаны усидчивость, самостоятельность, способность к планомерной работе, постоянному труду. Неуверенность, робость, мечтательность формируются вследствие чрезмерного, но одностороннего воспитания с применением повышенных требований, запретов со стороны родителей. Гармонизация характера детей, разумеется, возможна при изменении воспитательных подходов.

Длительно существующие неврозы у детей также оказывают влияние на формирование характера. Если у ребенка невротические страхи, заикание, тики сохраняются в течение 2–3 лет, то постепенно у него портится характер – ребенок становится малообщительным, неуверенным в себе, предъявляет часто жалобы на утомляемость, недомогание, неспособность к усилию.

Аномальный характер может сформироваться у ребят с различными физическими дефектами – последствиями полиомиелита, детского церебрального паралича, у слабовидящих и слабослышащих детей, а также у пациентов, страдающих хроническими заболеваниями (бронхиальной астмой, пороками сердца, урологическими заболеваниями). Дети осознают свое отличие от сверстников (к примеру, невозможность бегать, играть в футбол, заниматься музыкой) и реагируют на это самоизоляцией, уходом в мир внутренних переживаний, обидчивостью, ранимостью, склонностью к компенсаторному фантазированию. Участливое отношение педагогов и сверстников, психологическая коррекция в таких случаях чрезвычайно важны для реабилитации учащихся, преодоления школьной дезадаптации.

К чему ведут ранние аномалии развития
Многочисленная группа детей с проявлениями школьной дезадаптации включает учащихся с последствиями ранних повреждений центральной нервной системы. Основное место принадлежит внутриутробным патологиям, а также поражению мозга во время родов или в первые месяцы жизни. Замечу, что пациенты с подобными расстройствами составляют четверть всех наблюдаемых психиатром детей.

Пациентам этой группы свойственны некоторые общие черты. Как правило, ребята невыносливы к нагрузкам, быстро устают, не способны к длительному усилию. Повышенной утомляемости сопутствуют раздражительность, готовность к вспышкам недовольства, плаксивость, изменчивость настроения. У детей большей частью ослаблена память, замедленное мышление и невысокая работоспособность, что, разумеется, не располагает к успешной адаптации в школе.

У многих детей наряду с перечисленными общими признаками школьная дезадаптация обусловлена собственно поведенческими расстройствами. Дети проявляют вспыльчивость, несдержанность, нередко – злобность и агрессивность, что приводит к частым конфликтам со сверстниками и педагогами, а также уходам из школы. Недовольство окружающими, драки, пропуски занятий, в свою очередь, приводят к снижению успеваемости, утрате интереса к учебе.

Дезадаптация подростков может усугубляться выраженным оппозиционным отношением к родителям, педагогам, при котором советы и пожелания взрослых игнорируются, а с большим доверием усваиваются наставления лидеров подростковой группы. Ранняя алкоголизация, интерес к наркотикам, резкое усиление влечений (в частности, сексуального) могут окончательно «подорвать» нормальное обучение.

В поведении детей с последствиями раннего органического повреждения головного мозга много схожего с расстройствами эмоционально-волевой сферы, свойственными пациентам с различными вариантами патологических характеров. О них я рассказал ранее, и это освобождает от детального анализа названных проявлений.

Адаптация – дело тонкое
Реабилитация детей со школьной дезадаптацией включает ряд организационных, диагностических и собственно коррекционных мер. Индивидуальная, групповая и семейная поддержка должна носить направленный характер в зависимости от типа школьной дезадаптации.

При недостаточном эмоциональном контакте с родителями, неблагополучных семейных условиях, дефиците впечатлений и развивающих занятий необходимо провести диагностику семейно-педагогической запущенности и характера пробелов в интеллектуальном развитии ребенка. Учебную работу следует направлять на повышение познавательной активности и улучшение социальной ориентации подопечного.

При различных зачастую противоречивых воспитательных подходах со стороны родителей, постоянных ссорах и культивировании «неконструктивных методов поведения» в семье важно создать альтернативу асоциальным формам поведения ребенка и его «деструктивным» способам разрешения конфликтных ситуаций. Наиболее эффективными в этом отношении являются групповые формы психокоррекционной работы по типу социально-психологического тренинга.

Если у ребенка налицо проявления невроза вследствие длительной психотравмирующей ситуации в семье или школе, то потребуется, вероятно, интенсивная индивидуальная или групповая психотерапия. Обязательным элементом при этом должна быть семейная психотерапия с коррекцией часто встречающейся симбиотической или неадекватной связи между ребенком и родителями. Следует учитывать высокий риск психосоматических нарушений и строгую индивидуализацию психокоррекции.

При «патологическом» варианте школьной дезадаптации – наличии психического заболевания, депрессии, грубой личностной аномалии – на первом этапе реабилитации ведущее значение имеет, разумеется, лечение ребенка: назначение соответствующих лекарств, которые могут обеспечить нивелирование расстройств до уровня субкомпенсации или компенсации. В дальнейшем необходимы этапная и преемственная психокоррекционная помощь и социально-профилактическая работа с семьей.

Владислав БРАГИНСКИЙ,
кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РФ

Мы обещали дать советы по конструктивному общению с учителями и представителями школьной администрации. Разговаривать с учителем о проблемах ребенка приходится почти всем родителям - не только детей с СДВГ, о которых пишет в книге "Экстремальное материнство" Ирина Лукьянова. Как правильно построить разговор с учителем, чтобы это принесло пользу ребенку?

Взаимодействие со школой во всех случаях должно быть посвящено тому, как вам и школе совместно справиться с проблемами ребенка, - а не вашей родительской компетентности или недостаткам ребенка, реальным или придуманным.

Первое, что нужно сделать в таком разговоре - отделить проблему от личности ребенка . Не ассоциировать ребенка с проблемой, иначе это приводит к позиции "нет ребенка - нет проблемы".

Здоровая позиция для родителя: "мой ребенок - хороший, я его люблю, при этом я признаю, что у него могут возникать проблемы с учебой и поведением". Проблемы могут возникать у каждого человека; бороться надо не с человеком, а с проблемой.

То же самое стоит иметь в виду школе: ее цель - не выпихнуть неудобного ребенка, а помочь ему справиться.

Устранять конкретного Федю из решения проблемы не стоит: ему она тоже мешает жить. Правильное место для ребенка в такой ситуации - не у стены на педсовете с опущенными глазами, а за столом переговоров, где он вместе с родителями и учителями ищет подходящие решения. Ребенок не может быть объектом воздействия, он должен быть активным действующим лицом - иначе он просто не станет выполнять всего того, что придумают ему взрослые.

Для конструктивного взаимодействия очень полезно избегать оценок, обобщений, обвинений и оперировать фактами.

Оценки, обобщения и обвинения:

  • Он у вас буйный и плохо воспитанный.
  • Он ведет себя в классе неадекватно.
  • Он никогда меня не слушает.
  • У вас на уроке бардак.
  • В вашей школе вообще опасно находиться.

А это - факты:

  • Вчера он ответил девочке на обидное слово ударом в лицо.
  • На прошлой неделе в ответ на вопрос "Почему ты не пишешь контрольную?" сказал "А идите вы на фиг".
  • Вчера на уроке математики одноклассники кидались рюкзаком моего сына.
  • Когда дети подрались в раздевалке, рядом не было ни одного взрослого.

Разговаривая со школой или другими родителями, важно помнить о цели общения . Цель общения не сводится к тому, чтобы:

  • доказать им всем, что они идиоты;
  • заставить их принять мою точку зрения, потому что я лучше, круче и умнее;
  • продемонстрировать им, что никто не может говорить о моем ребенке ничего плохого безнаказанно;
  • выяснить, что еще там этот паршивец натворил и устроить ему дома конец света;
  • выяснить, кто виноват, наказать его или отомстить ему.

Цель общения - вместе найти решение объективно существующей проблемы и вместе помочь ребенку, которому трудно.

Если школа и родители вместе разбирают ситуацию, в которой кому-то был нанесен ущерб (моральный, материальный, физический), речь должна идти в первую очередь о возмещении ущерба, извлечении уроков и предотвращении подобных ситуаций в дальнейшем.

Как наказывать виновного - должно определяться именно этим: какие уроки он может извлечь, кто и как компенсирует ущерб, что сделать, чтобы этого не повторилось. Именно этими соображениями, а не болью и гневом, которые застят глаза потерпевшему (и его родителям, если пострадал ребенок).

Если ребенок оказался в роли обвиняемого, ему обязательно нужен адвокат, и вот здесь позиция адвоката - самая уместная для родителя. Но именно адвоката, а не сообщника: выгораживать, вместе врать, открещиваться от реально сделанного - педагогически ущербная политика.

Главная задача первого этапа общения - объединить союзников и точно описать проблему. Если вы с ребенком союзники, вам будет легче справиться со своими нервами: с чувствами вины, гнева, досады, ярости.

Если вы точно опишете проблему (ребенок на уроке не справляется со своими эмоциями, учитель не может отвлекаться, чтобы его каждый раз успокаивать, учитель пока не нашел методов эффективно справляться с его эмоциями) - можно будет разработать более подробный план решения проблемы.

Если все идет гладко на этом этапе, школа, родители и ученик садятся за стол переговоров и выясняют:

  • в чем конкретно заключаются трудности ребенка,
  • какие ресурсы может привлечь для решения проблемы школа, родители, что может сам ребенок.
  • создать план совместной работы,
  • разделить обязанности: кто за что отвечает;
  • наметить контрольные точки его выполнения,
  • выяснить, как будет оцениваться прогресс,
  • назначить режим последующих встреч для коррекции плана,
  • прописать для каждой стороны взятые на себя обязательства.

То есть надо добиться договоренности и точно зафиксировать ее - желательно письменно.

К сожалению, в реальности это дается родителям и школе довольно трудно, опыта такого почти ни у кого нет, и даже если у всех участников процесса есть добрая воля и желание найти решение, то приходится идти методом проб и ошибок. Вот какие этапы может включать разговор с учителем или другим представителем .

Обсуждайте проблемы ребенка, а не его диагноз

Не думаю, что во всех случаях правильно сообщать школе о диагнозе ребенка. Если вы уверены, что учителя разбираются в проблеме и знание диагноза позволит им лучше понять ребенка и грамотно выстроить программу помощи ему - тогда смело сообщайте. Если вы хотите разжалобить учителя или директора, воззвав к его милосердию, тогда не надо. Чем меньше вы доверяете учителю, чем меньше верите в его способность понять, что происходит с ребенком, тем меньше необходимость делиться с ним медицинскими сведениями. Последствия могут быть самыми прискорбными.

На нашем форуме были случаи, когда учителя публично объявляли ребенка ненормальным, заявляли при всем классе "что с него взять - он у невролога на учете состоит", сообщали родителям, что ребенка сначала надо вылечить, а потом в класс приводить (в отношении детей с СДВГ рекомендация абсолютно бессмысленная).

Мой собственный опыт тоже безрадостен: в тот единственный раз, когда я решила сообщить учителю ребенка диагноз (на тот момент ММД - минимальная мозговая дисфункция), учительница сочла, что это "фатальная умственная неполноценность", и ответила: "Если ваш ребенок идиот, отдайте его в школу для идиотов". А когда я заплакала, она припечатала: "Ну, если мать истеричка, откуда же ребенок нормальный будет?".

Сейчас я уже закаленная мать: я проработала мамой школьников 18 лет подряд - с того дня, когда в школу пошла старшая, до того дня, когда ее окончил младший. Сейчас я бы уже не стала плакать, а пошла бы к директору с письменным заявлением о неэтичном поведении учителя. Но далеко не каждая мать способна сохранять самообладание в такой ситуации.

Как слушать учителя

Выразите готовность обсудить с учителем проблему и вместе искать ее решение. Уже на этом этапе можно высказать педагогу свое сочувствие и понимание того, что ему сложно.

Выслушайте учителя внимательно: не надо его перебивать, дайте ему рассказать все, что он хочет, записывайте самое важное и свои вопросы.

Задайте уточняющие вопросы. Вы замечали, когда именно ребенок отвлекается? Бывают ли случаи, когда он не отвлекается, а работает на уроке? С чем это связано? Он так реагирует на слова каждого из одноклассников или чьи-то конкретно?

Что вы имели в виду, когда сказали "он все время пропускает"? Давайте посмотрим, сколько у него пропусков. Вы сказали "она чуть что - и в слезы"; в каких случаях она плакала в последнее время?

Что значит - "реагирует неадекватно"? Выясняйте, что учитель вкладывает в это понятие (качается на стуле, когда просят не качаться, или качается на люстре и плюется оттуда жеваной булкой? Понятия учителей об адекватности очень различаются).

Если описывается драка, постарайтесь выяснить, что ее спровоцировало, где она произошла, как развивались события.

Если учитель жалуется, что ребенок "ничего не делает на уроке", выясняйте, на всех уроках или на некоторых, какие виды работы игнорирует с особенным упорством, что ему удается, что нет; в каких местах урока начинает хулиганить - то есть осторожно подводите оппонента к выводам, которых вы хотите добиться: вторая половина урока, конец дня, скучная письменная работа...

Выясняйте, у всех ли учителей он так себя ведет или есть такие, у которых он держит себя в руках; выясняйте, в чем причина (в некоторых случаях таких учителей даже удается привлечь в качестве союзников и посредников в диалоге).

Помните о цели общения, не уклоняйтесь от нее сами и не давайте уклоняться учителю.

Теперь постарайтесь отсечь оценочные суждения и выявить факты. Можно даже кратко подвести итог: "Итак, как я поняла, Саша легко возбуждается и трудно успокаивается, когда возбужден - шумит на уроке и не перестает, если его об этом попросить". Или: "Как я поняла, примерно через десять минут после начала урока, если он проходит в лекционной форме, Настя перестает слушать, начинает смотреть в окно, шептаться с соседкой и рисовать в тетрадке". Или: "Как я понял, Гриша обозвал Митю нецензурным словом, а Митя прыгнул на него, повалил на пол и несколько раз ударил кулаком. Этим словом мальчишки в классе часто называют Митю, и он всякий раз бурно реагирует". Чем правильнее описана проблема - тем ближе решение.

Можно вводить дополнительные условия для уточнения: "Но вы уже начали излагать материал, так? А тут он входит и говорит одновременно с вами?".

Можно перебирать варианты: "А если молча проводить его на место, не прерывая урока, а потом на перемене сказать? А если в тот момент, когда он начинает кричать, отправить его намочить тряпку в туалет?".


Как сформулировать позицию учителя и свою

Определив, чего хочет учитель, и сформулируйте это: "вам хочется, чтобы Саша на уроке вел себя потише"; "чтобы мальчишки перестали дразнить Митю, а Митя извинился перед Гришей и научился не реагировать на провокации"; "чтобы Настя работала на уроке".

Убедитесь, что вы правильно поняли учителя, и проблема именно в этом. Возможно, учитель уже на этой стадии скажет "Я просто не знаю, что с ним делать", и это самый подходящий момент, чтобы ответить "Я понимаю, как вам должно быть трудно".

Мягко, но настойчиво пресекайте попытки учителя навешивать на вас и на ребенка ярлыки и задавать риторические вопросы типа "Вы вообще с ним занимаетесь когда-нибудь?" или "Да вы сами когда последнюю книгу прочитали?". Оценка личности ребенка, оценка ваших родительских способностей, оценка вас самих совершенно точно не входит в учительские обязанности и сферу его компетенции. "Давайте вернемся к проблеме на уроке", - реагируете вы спокойно.

После этого можно сформулировать свою позицию:

  • "Саше трудно контролировать чувства; ему нужна помощь, чтобы он успокоился; давайте попробуем понять, как это можно сделать, не нарушая ход урока";
  • "Митя болезненно реагирует на обзывания, ему было бы легче, если бы он чувствовал в школе вашу поддержку; чрезвычайно важно, чтобы вы показали классу недопустимость такого поведения; я, со своей стороны, обещаю обсудить с Митей, как еще можно повести себя в этой ситуации, не теряя достоинства";
  • "У Насти небольшой диапазон внимания, ей тяжело воспринимать занятия в лекционной форме. Она лучше работает при чередовании видов деятельности. Можем ли мы придумать что-то, чтобы она могла сосредоточиться на лекции? Например, дать классу список вопросов, на которые они должны услышать ответы и записать их? Или предложить ей нарисовать серию иллюстраций к лекции?"

Будьте готовы к тому, что учитель вам ответит классической фразой "Их много, а я одна". На это можно ответить (спокойно и очень доброжелательно), что вы говорите не об индивидуальном подходе к каждому ученику, - только о том, чтобы переключить вашего ребенка на какое-то конструктивное дело.

Обязательно спрашивайте не только о том, что плохо, но и том, что хорошо: что ребенку удается, какие у него есть способности, за счет чего он может преуспеть. Это, кстати, иногда открывает учителю глаза на то, что в ребенке, оказывается, действительно есть что-то хорошее.

Можно спросить учителя, не порекомендует ли он какие-то другие виды деятельности, с которыми ребенок лучше справляется, другие способы сдачи материала. Например: "Моя дочь быстро устает, теряет нить рассуждений; может быть, здесь можно как-то осторожно ее вернуть обратно к делу? Она трудно и медленно запоминает правописание английских слов, что вы посоветуете? Пока мы над этим работаем (обещаю каждый день писать с ней дома по диктанту), можно вас попросить не ставить ей за диктант двойки, а просто ставить „см“? А материал сдавать в какой-то другой форме, хотя бы эту четверть? Если не четверть, может быть, в течение следующей недели попробуем так работать?".

18.01.2018 15:51:50, мдя

С точки зрения родителей и учителей ребенок в школе часто ведет себя «неправильно»: конфликты со сверстниками, вызывающее и грубое отношение к педагогам, срыв уроков и т.д.

Когда поведение ребенка выходит из-под контроля взрослых, это может привести к угрозе для жизни и здоровья школьника, создать проблемы с законом. Почему ребенок ведет себя плохо в учебном заведении? Что с этим делать? Как реагировать?

«Невроз школьника» или каприз?

Когда гиперопекаемый, неприученный к самостоятельности малыш идет в школу, у него формируется эмоциональная и практическая независимость от родителей. Иногда это происходит очень болезненно, вплоть до нервного расстройства.

Другая крайность – дефицит внимания и любви со стороны родителей с младенческих лет. В школьном возрасте это выливается в недоверие к окружающим и агрессию.

Капризы говорят лишь о сиюминутном желании ребенка добиться внимания или вытянуть из родителей желаемое во что бы то ни стало. Как правило, они быстро проходят и при простом, спокойном объяснении истерики не повторяются.

При доверительных отношениях в семье, родители (обычно мама) сразу почувствуют: чадо капризничает или у него что-то случилось. Внимательное отношение к детям помогает предупредить плохие поступки в школе.

Причины плохого поведения ребенка в школе

Родители должны понять, что не бывает все гладко, без конфликтов – ребенок растет, у него вырабатывается свое мироощущение, появляются свои интересы, новые авторитеты. Понимание того, что позволено не все, что иногда нужно подчиняться правилам, соблюдать определенные нормы – через такие «ломки» происходит взросление и становление личности ребенка. А выражается это через конфликт и «неправильное» поведение.

Основные причины плохого поведения в школе:

  • Потребности, которые не учитывают педагоги: физическая активность детей, интересный урок, индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • Ссоры и напряженная обстановка в семье;
  • Хронический недостаток сна вызывает раздражение, приводит к нестабильному эмоциональному состоянию;
  • Защитная реакция на грубость со стороны сверстников и учителей;
  • Чувство мести за обиду, направленное на родителей, одноклассников или педагогов;
  • Желание самоутвердиться, «восстать» против диктаторства и опеки родителей;
  • Заниженная самооценка может выражаться в грубом поведении («мне все равно»);
  • Гиперактивность ребенка;
  • Гормональные изменения в подростковом возрасте могут вызвать приступы раздражения, агрессии;
  • Психические заболевания. Встречаются очень редко, поэтому не торопитесь ставить на ребенке диагнозы.

Что делать, чтобы не «потерять» ребенка?

Самое важное в воспитании ребенка – любить его, видеть в нем личность, прислушиваться к его мнению. Дружеские, доверительные отношения в семье не приведут к плохому поведению в школе.

Диктаторская позиция родителей (крики, унижения и оскорбления) озлобляет подростка, вызывает агрессию, вынуждает юлить и обманывать. Спокойная, дружеская беседа, участие в школьной жизни ребенка помогут понять плохое поведение и решить проблему, возможно, с привлечением педагогов и психолога.