Конспект урока на тему "диагностика на выявление уровня усвоения программного материала по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста". Методика диагностики по экологии Диагностические методики по экологическому воспитанию дошкольников

Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста

Ганжурова Алеся Владимировна, педагог-психолог МАДОУ "Детский сад №86".
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию материал о диагностике экологической воспитанности дошкольников. Диагностический инструментарий описанный в данной статье, может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Материал может быть интересен педагогам дошкольных учреждений.

В настоящее время в России широкое распространение получило диагностирование детей дошкольного возраста. Однако диагностика экологической воспитанности еще недостаточно разработана. Это обусловлено рядом проблем, например: необъективностью данных, полученных в ходе диагностики; нежелании ребенка принимать участие в диагностировании.
Как отмечают Р.С. Немов и В.В. Юрчук: «Диагностика – это совокупность знаний и методов, определяющая уровень развития человека (ребенка), его реальное в формировании его физических, психических и личностных новообразований» .
Диагностировать в экологическом образовании можно: усвоение дошкольниками знаний (без жесткой классификации – знать 5-6 растений и ни одним меньше); изменение поведения по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков; приобретение и самостоятельную реализацию элементарных навыков природопользования; желание участвовать в посильной практической деятельности; эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей и объектам природы; способность видеть красоту окружающего мира; образное восприятие природы .
Главный вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа: допустимо ли уже в таком раннем возрасте делить детей по уровню экологической воспитанности? Ведь дети такие разные. Если ребенок, который раньше давил жуков и червяков, перестает это делать и старается наблюдать за ними, то для него это уже высокий уровень, хотя ребенок, может быть, и не назовет по требованию взрослого пять растений. Для другого ребенка, воспитанного на семейных традициях уважения к окружающему миру, высокий уровень должен быть другим.
За прошедшие несколько лет в области диагностики экологической воспитанности детей, накопились проблемы, которые активно обсуждаются как в психологическом, так и в педагогическом сообществе .
Проблема первая «Работа на перспективу».
Практически все авторы программ в этой области сходятся во мнении, что традиционные подходы к диагностированию здесь неприемлемы, хотя именно такой подход зачастую требуется от дошкольных учреждений, особенно работающих в экспериментальном режиме.
Сложность решения проблемы заключается в том, что экологическое образование закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определить поступки человека, его отношения с окружающей средой в течение всей жизни.
Проблема вторая «Необъективность данных».
Необъективность данных зачастую усугубляет условия, в которых диагностируется ребенок. Особенно осторожно следует относиться к разовым опросам, которые проводит незнакомый для них человек. Часто раскованные в обычной обстановке, хорошо развитые дети становятся робкими и молчаливыми, когда их с целью диагностирования вызывают по одному в методический кабинет для разговора с незнакомой «строгой» тетей.
Проблема третья «А я не хочу».
В начальной школе дети понимают, что диагностика это оценка их учебы, своеобразная контрольная работа, которую они стремятся хорошо выполнить.
У дошкольника такой мотивации нет, и он искренне не понимает, почему именно в тот момент, когда он собрался играть, его отвлекают, вынуждают отвечать на малозначительные для него вопросы.
Проблема четвертая «Слово и дело».
Как известно в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходиться с его поступками. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы о том, что нужно делать в этой или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. И только регулярные наблюдения воспитателя за ребенком позволяют заметить изменения в его поведении.
Рассматривая проблему экологической воспитанности детей дошкольного возраста, Н.А.Рыжова и ее коллеги разработали и апробировали ряд диагностических приемов, при этом выделив два направления диагностики – количественную и качественную. Количественная диагностика позволяет, прежде всего, оценивать знания ребенка. Цель качественной диагностики - отметить изменения в поведении ребенка и мотивацию его поступков, развитие эмоциональной сферы, активизации познавательных процессов .
Приведенные выше виды диагностики могут сочетаться с другими ее формами: играми; сочинением сказок; рассказами с ошибками; заданиями сказочных персонажей и т.п. При проведении любого вида диагностики педагог должен соблюдать следующие принципы:
1. Комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
2. Изучение детей в деятельности и отношениях;
3. Изучение диагностирования не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в определении его проблемы;
4. Оценка развития с учетом данных истории жизни ребенка в ее конкретных условиях и обстоятельствах, открытость сделанного заключения для развития корректировки .
Список использованной литературы
1. Дерябо, С.Д.Экологическая педагогика и психология [Текст] /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996
2. Иванова, Г.Н.Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] /Г.Н.Иванова, В.К. Курашова. Из опыта работы. // Дошкольное воспитание. 2004 №7. С.3-67.
3. Рыжова, Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников [Текст]: Новые подходы /Н.А.Рыжова // Управление ДОУ. 2007 №3. С.7-12.
4. Савельева, Н. В.Настольная книга педагога-психолога [Текст] /Н.В. Савельева.-Ростов-на-Дону: «Феникс»,- 2005. -236с.
5. Юдина, Е. С. Проблема диагностики в дошкольном образовании [Текст] // Е.С. Юдина. -2006 -№5. С.8-54.

МБОУ Бомнакская СОШ группа дошкольного образования

Диагностические методики

по экологическому воспитанию

Составитель:

Карпова Анастасия Георгиевна

1. Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников

1 Раздел. Диагностика экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.

1.1 Методика «Удивительная прогулка»

Цель: выявить уровень сформированное™ экологических представлений о среде жизни и ее факторах.

Подготовка исследования: подобрать рассказ экологической тематики с нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук "Удивительная прогулка"). Проведение исследования:

1. Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка":

"Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце пригревает, первая весенняя бабочка - лимонница над лужайкой кружится. Хорошо! Вдруг вижу - под вывороченным деревом шевелится что-то светлое и большое. Пригляделся - а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у нее даже не белая, а чуть желтоватая, только нос черный. Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез - и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.

Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся воды попить, глядь, бревно-то с глазами, и глаза эти на меня смотрят. Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу - лежит на земле шишка. Я ее поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело? Да в том, что на

елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, изловчилась и бац! - мне в лоб..." 2. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

"Чем для тебя этот рассказ необычен"?

"Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"?

"Какие условия жизни им необходимы"?

"Где обитают эти животные"?

Обработка данных.

Ответы детей анализируются по пяти уровням

Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.

Мотивировал свой ответ доводами о необходимости для этих животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.

Высокий уровень (4). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной местности. Назвал места их обитания.

Средний уровень (3). Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу).

Низкий уровень (2). Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.

Очень низкий уровень (1). Ребенок не смог определить несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал "не знаю".

    Методика "Живая - неживая природа"

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.

Проведение исследования:

Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустилнекоторые объекты живой природы.

Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

    Методика "Знатоки природы"

Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. Проведение исследования:

(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:

1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.

4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.

2 Раздел. Диагностика экологически - ответственного отношения к природе, овладения системой нравственных норм и правил экологического характера.

2.1.Методика «Лес благодарит и сердится»

Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированное™ представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею. Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес). Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:

За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя?

Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. Обработка данных:

Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.

Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически- ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.

Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.

Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.

Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».

2.1.Методика «Экологические знаки»

Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

Подготовка исследования: разработать знаки «Правила поведения в лесу». Проведение исследования.

Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть экологические знаки. Задает вопросы:

«Как ты думаешь, что означают эти знаки»? «Почему необходимо им следовать»? Ответы фиксируются и анализируются.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок описывает значения экологических знаков, рассуждает, зачем необходимо им следовать.

Средний уровень (2-3). Ребенок «расшифровывает» не все экологические знаки или не может объяснить их важность.

Низкий уровень (1). Ребенок не понимает, что означают предложенные экологические знаки.

2.2.Методика «продолжи рассказ»

Цель: выявить у детей уровень развития нравственных мотивов.

Высокий уровень (4). Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

Средний уровень (3). Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо).

Низкий уровень (2). Ребенок не формулирует нравственную норму и не дает оценку ситуации.

Очень низкий уровень (1). Ребенок не может продолжить рассказ и оценить поступки детей.

3 Раздел. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе.

3.1. Методика "Радости и огорчения"

Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников.

Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и нравственные чувства. Проведение исследования:

(проходит в 2 этапа)

1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг":

"У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, все говорили: "Очень красиво! Луг

Золотой".

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали". 2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:

1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?

2.Что тебя больше всего огорчило? Обработка данных.

Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой,

проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.

Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет

эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.

Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы

3.2 Методика "Секретный разговор" (автор И. В. Цветкова)

Цель: исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами. Проведение исследования:

Методика протекает в два этапа:

1.Прогулка на участке детского сада или в парке (лесе), во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.

2.Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком.

Обработка данных.

Анализируется эмоциональность общения детей с объектами природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оцениваются по уровням:

Очень высокий уровень (5). Ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой.

Высокий уровень (4). Ребенок с интересом отнесся к заданию. Отмечается наличие у него эмоционального отношения к объекту природы, но общение с ним кратковременное.

Средний уровень (3). Ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему.

Низкий уровень (2). Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер.

Очень низкий уровень (1)

Ребенок не смог общаться с объектом природы или отказался от выполнения задания.

3.3. Методика "Картинная галерея"

Цель: выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.

Подготовка исследования: подобрать репродукции картин известных художников - пейзажистов и поэтические произведения к ним. Проведение исследования: Исследование протекает в 3 этапа:

1.Организуется выставка репродукций картин известных художников: И. И. Шишкина "Утро в сосновом бору", "Лесные дали", И. И. Левитана "Березовая роща", "Весна - большая вода", К. С. Максимова "Сосовый бор", И. С. Остро- ухова "Золотая осень" и др. Зачитываются стихотворения А. А. Блока "Листопад", И. А. Бунина "Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет...", А. С. Пушкина "Весна" и др.

2.Испытуемый ребенок передает свои впечатления, побывав в "картинной галерее".

3.Ребенок указывает на наиболее понравившуюся репродукцию и описывает ее содержание и свои впечатления.

Обработка данных: Очень высокий уровень (5)

Ребенок эмоционально отзывчив, использует эмоциональные выражения, яркие сравнения при описании природы.

Высокий уровень (4)

Умение видеть красоту природы, проявлять к ней эмоциональное отношение, но затрудняется его передать, не владеет яркими сравнениями, эпитетами.

Средний уровень (3)

Умение видеть красоту природы, но эмоционально ребенок не проявляет своего отношения к природе.

Низкий уровень (2)

Неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость личности

по отношению к природе. Очень низкий уровень (1)

Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения. Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения.

4 Раздел. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.

4.1. Методика «Экологический светофор»

(Модификация методики Цветковой И. В.)

Цель: выявить у детей уровень:

представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;

умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

опыта в экологически ориентированной деятельности. Подготовка исследования:

набор цветных карандашей на каждого ребенка;

набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;

листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу

каждого рисунка - не закрашенный кружок).

Проведение исследования, (проходит в форме игры)

Все участники игры получают листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый - предупреждает, а зеленый - разрешает. Ведущий уточняет:

Красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.

Желтый - предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

Зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом - включить тот или иной сигнал экологического светофора.

После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи - предмет специального обсуждения в группе.

Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу. Обработка данных. Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:

Высокий уровень (4-5)

Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их раскрасил.

Средний уровень (2-3) Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.

Низкий уровень (1) Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.

4.2. Методика «Кормушки для птиц»

Цель: определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.

Подготовка исследования: бумага, ножницы, клей для изготовления кормушек. Проведение исследования. (Эксперимент проводится со всей группой). Педагог рассказывает детям, для чего нужны кормушки птицам. Детям предлагается сделать кормушки.

Дети трудятся самостоятельно. По окончании работы ребенка просят объяснить, для чего он сделал кормушку: чтобы помочь птицам, чтобы похвалили люди, чтобы малыши увидели и делали их тоже, чтобы было чем заняться. Обработка данных. Ответы детей анализируются по следующим уровням: Высокий уровень (4-5) Ребенок выбирает экологический мотив (чтобы помочь птицам).

Средний уровень (2-3) У ребенка социальный мотив (чтобы увидели, похвалили).

Низкий уровень (1) Ребенка интересует только процесс деятельности или результат для себя.

4.3. Методика «Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме)

Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения. Подготовка исследования: подобрать проблемные экологические ситуации, требующие их разрешения. Проведение исследования. Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации:

У герани появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ей помощь? Как ты можешь ей помочь?

Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая?

Обработка данных. Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5)

Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?

Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?

Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?

Обработка данных.

Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями: Высокий уровень (4-5)

Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

Средний уровень (2-3)

Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.

Низкий уровень (1)

Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и
явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с
которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно
в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть
следующим.

    Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они
    хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его
    обитателями?

    Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи и назови.
    Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были
    красивыми? Как мы ухаживаем за ними?

    Кто живет в этой клетке? Как называется наша птица? Какие условия
    нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас? Как мы
    ухаживаем за ней? Какие корма ей нужно давать, чтобы она была сытой и не
    болела?

    Кто живет в этой клетке? Как называется зверек (или животное)? Какие
    условия мы создаем ему, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел? Без
    чего он не может обойтись? Как мы ухаживаем за ним?

    Кто из обитателей уголка природы тебе особенно нравится? Кого ты
    любишь больше всех? Почему ты его (их) любишь? Что ты для него (них)
    делаешь?

Такие вопросы можно задавать, начиная со средней группы. Разница
ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и
содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Со
старшими дошкольниками такую диагностику можно провести в форме игры
в «Экскурсию по уголку природы»: ребенок становится экскурсоводом для
нового человека или куклы.

Перечень вопросов по участку детского сада примерно следующий.

    Что растет на нашем участке? Какие деревья и кустарники ты знаешь?
    Покажи и назови их. Какие травы и цветы ты знаешь? Покажи и назови их.
    Какие условия нужны всем растениям нашего участка? Почему они у нас так
    хорошо растут? Какие растения тебе нравятся больше других? Почему? Что
    мы делаем, чтобы растениям было еще лучше?

    Какие птицы прилетают на наш участок? Как они называются? Что они
    делают у нас на участке? Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Как
    этих птиц можно назвать одним словом? Почему люди должны помогать
    птицам зимой?

    Как мы определяем погоду? Какая бывает погода? Что такое зима? Какие
    явления бывают зимой? Что зимой происходит с растениями - деревьями,
    травой? Как они выглядят? Почему зимой растения не растут? Каких условий
    им не хватает?

    Что делают разные животные в зимнее время? Все ли птицы остаются на
    зиму? Где бабочки, жуки, комары? Что делают зимой лесные звери?

    Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)


Критерии оценки ответов:


Подсчёт результатов:

23 – 35 – средний уровень
36 – 45 – высокий уровень

Методическая работа

Диагностика

Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону

Оценка знаний:

    1 балл – ребёнок не ответил

    2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

    3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

    15 – 22 баллов – низкий уровень

    23 – 35 – средний уровень

    36 – 45 – высокий уровень

Вторая младшая группа _____

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

итог

Ф.И. ребёнка

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Диагностика экологических знаний детей средней группы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)

2. Какие животные домашние, какие дикие, назови

3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?

4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)

5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

6. Назови и покажи домашних птиц

7. Расскажи, как выросла птичка?

8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке

10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)

11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья

12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)

13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)

14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)

15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4)

16. Определи, какие растения надо полить?

17. Что нужно, чтобы растение росло?

18. Что произойдёт, если растение не поливать?

19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

Критерии оценки ответов:

    1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

    2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

    3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

    15 – 22 баллов – низкий уровень

    23 – 35 – средний уровень

    36 – 45 – высокий уровень

Средняя группа № ____

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

итог

Ф.И. ребёнка

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

В какой степени ребенок освоил экологиче­ские знания;

Какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

В какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

Формирование экологических знаний и

Экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ре­бенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических за­даний фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

От 1 до 1,6 баллов - низкий уровень;

От 1,7 до 2,3 баллов - средний уровень;

От 2,4 до 3 баллов - высокий уровень.

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о призна­ках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о по­требностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: расте­ние, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, авто­мобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой при­роды. После этого задаются вопросы:

Как ты догадался, что все это живое?

Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

Что нужно (называется конкретный объект) для хоро­шей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии жи­вотных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, во­доем, деревенский дворик; картинки с изображениями живот­ных: 3-4 вида домашних и диких животных, 3-4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, помес­тить на картины в зависимости от мест их обитания и обос­новать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезон­ных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

Какое это время года?

Почему деревья так выглядят?

Как изменяется жизнь животных (называется время
года)?

Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Задание 8.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правиль­ного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

Как бы ты поступил на его (ее) месте?

Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

Какого цвета может быть вода?

Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

Зачем нужна вода?

О песке:

Чем отличается сухой песок от влажного?

Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

Зачем нужен дождь в природе?

Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

Что появляется после дождя на городских улицах?

Как меняется небо весной, летом, зимой?

Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к живот­ным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребен­ка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор де­ятельности - либо с природными объектами, либо другой де­ятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении, растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необ­ходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

Как ты это узнал?

Как ему можно помочь?

Хотел бы ты ему помочь?

Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объек­тами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за рас­тениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухажи­вать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объ­яснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

Выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

Рассказать о последовательности ухода за растением;

Непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) - ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы вы­полняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Прояв­ление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок различает большое количе­ство объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и - под ру­ководством педагога - существенные признаки. Знает при­знаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел об­щими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) - ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых су­ществ, средой обитания и соответствием условий потреб­ностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Береж­но, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших ре­зультатов.

В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.(Приложение 1)

Задачи:

1. Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал;

2. На основе подобранной методики провести диагностику сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.

Для проведения констатирующего эксперимента нами был изучен диагностируемый материал, разработанный С.Н.Николаевой. Данная методика была адаптирована к конкретному эксперименту.

Констатирующая диагностика проходила в спокойной и естественной для детей обстановке.

Детям было предложено выполнить следующие задания.

Задание 1.

Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).

Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.

Вопросы и задания:

1. Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?

2. В какое время года холоднее (теплее) всего?

3. Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?

4. Какое время года наступит после весны?

5. Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?

6. Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?

7. В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.

8. Почему летом на лугу много бабочек?

9. Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?

10. Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.

11. Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)

12. Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?

13. Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?

14. Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?

Задание 2.

Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).

Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) – живые? Почему?

Задание 3.

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).

Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.

Вопросы и задания:

1. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?

2. Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).

3. Что нужно для того, чтобы растение росло?

4. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?

5. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?

В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.

Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.

Вопросы и задания:

6. Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).

7. Где растут овощи (фрукты, цветы)?

8. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).

9. Могут ли овощи расти в лесу?

10. Из чего выросли овощи (цветы)?

11. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).

Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.

Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры "Во саду ли, в огороде".

Задание 4.

Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).

Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.

Вопросы и задания:

1. Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?

2. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).

3. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?

4. Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?

5. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").

Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 31 вопрос.

Ответы детей оценивались по трех бальной системе.

Критерии оценки ответов:

1 балл – нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний: высокий, средний и низкий.

Характеристика уровней:

Высокий уровень (93-78 баллов) -знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (77-47 баллов) – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

Низкий уровень (46-31 баллов)– ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

Ответы детей заносились в протокол (Приложение 2).

Сравнительная гистограмма распределения детей по уровням выполнения отдельно каждого задания в контрольной и экспериментальной группах приведена на рисунке 2.(Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровням выполнения заданий констатирующего эксперимента)

По количеству общих баллов выполненных заданий мы распределили детей по уровням сформированности экологических знаний и получили следующие результаты.

Распределение детей экспериментальной группы по уровням сформированности экологических знаний.

Таблица 2. Распределение детей контрольной группы по уровням сформированности экологических знаний.

Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной групп, мы построили гистограмму

Сравнительная гистограмма результатов констатирующего эксперимента.

Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента по каждой группе отдельно позволил сделать количественную обработку полученных результатов.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе (в %)

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе (в %)

Как видно из таблиц 3 и 4 и рисунка 3 значительных отличий по показателям нет. Можно отметить тот факт, что, несмотря на приблизительно равные средние результаты обеих групп (46,3 и 48,5) дети контрольной группы находятся на среднем уровне сформированности экологических знаний, а дети экспериментальной группы на низком. Это произошло в виду того, что в контрольной группе один ребенок (Филиппова Катя) по результатам выполненных заданий набрала 85 баллов, что соответствует высокому уровню сформированности экологических знаний.

Стоит отметить ответы таких детей, как Орешиной Леры, Зверевой Анны и Ильиной Дарьи из экспериментальной группы и Тевзая Иллариона, Салаховой Вари, Шаламова Миши, Потаповой Лизы из контрольной группы.

У данных детей имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных. Дети уверенно отвечали на поставленные вопросы, могли привести примеры. Правильно называют последовательность времен года, знают отличительные признаки каждого сезона. Эти дети без особого труда распределили представителей животного мира по видам, четко отвечали на поставленные вопросы, знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.

Катя Ф.(контрольная группа) при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводила сезонные особенности того или иного времени года. Выражала эстетическое отношение к природе.

Салахова Варя (экспериментальная группы) иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Шаламов Миша допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

В первом задании 4 (40%) детей экспериментальной и 4(40%) детей контрольной групп самостоятельно, без подсказки воспитателя выбрали картинку заданного времени года. Иногда, дети затруднялись назвать характерные признаки выбранного сезона. Данные дети правильно устанавливали некоторые связи и зависимости, но не всегда объясняли их. Дети путали названия и порядок времен года, но с помощью наводящих вопросов воспитателя быстро исправляли допущенные ошибки. Допускали нарушения в разложении карточек с изображением дерева в разные сезоны по порядку. Например, лето-весна-осень-зима или зима-осень-весна-лето.

Особенные трудности при выполнении этого задания вызвал вопрос определения состояния погоды. Дети не смогли подобрать слово, которое могло определить это состояние.

Со вторым заданием справились 5(50%) детей экспериментальной и 6(60%) детей контрольной групп. Испытуемые знают объекты живой и неживой природы и в основном правильно называли их качественные характеристики. Самостоятельно выделяли признаки живого и неживого.

Анализируя результаты ответов третьего задания, следует отметить, что данный материал вызвал наибольшие затруднения у детей в обеих группах.

Частично правильно ответили на поставленные вопросы 3(30%) испытуемых контрольной и 2(20%) экспериментальной групп. Дети очень часто допускали ошибки в своих ответах, но эти ошибки не были значительными.

Ребята с трудом могли разложить в определенной последовательности картинки с изображением разных стадий роста гороха. Практические навыки и умения ухода за комнатными растениями у данных детей сформированы не достаточно. Все дети испытали затруднение при ответе на третий вопрос, но с помощью картинок, предложенных воспитателем, большинство детей исправляли свои ответы.

5 (50%) детей экспериментальной и 4(40%) детей контрольной групп при выполнении четвертого задания в основном правильно соотносили представителей животного мира со средой обитания. Дети знают характерные признаки внешнего вида, голосовых реакций, особенностей поведения того или иного представителя животного мира, но иногда допускали неточности в своих ответах.

Анализируя результаты проведенной диагностики, мы увидели, что наряду с положительными результатами имеются и отрицательные моменты. А именно, в ходе опроса было выявлено, что 3(30%) детей контрольной и 2(20%) экспериментальной групп показали самые худшие результаты по всем заданиям. Данные дошкольники допускали ошибки в названии представителей животного мира, при разделении их по видам. Испытуемые не смогли аргументировать свой выбор. Не соотносили представителей животного мира со средой обитания. Ребята не смогли правильно классифицировать растения по видам. Многие не смогли назвать характерные признаки растений. Многие знают условия, необходимые для жизни и роста растений, но не знают, как нужно ухаживать за ними.

Дети с трудом выделяли объекты живой и неживой природы. Неправильно называли времена года даже с помощью наводящих вопросов и карточек.

Объем знаний у этих детей небольшой.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию детей осуществляется не систематически, педагогический процесс недостаточно оснащен, мало места отводится наблюдениям, практической деятельности, труду и особенно такому виду деятельности, как игра.

Таким образом, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.

2.2 Методика совершенствования работы по экологическому воспитанию дошкольников 4-5 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций (организация и содержание формирующего эксперимента)

На следующем этапе нашего исследования мы приступили к разработке методики по совершенствованию у детей экологических знаний.

Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики экологического воспитания в процессе использования игровых обучающих ситуаций.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать систему игровых обучающих ситуаций экологического направления;

2. Апробировать разработанную систему игровых обучающих ситуаций исходя из модели экологического воспитания.

При планировании работы мы учли положение о том, что воспитатель должен во всех видах деятельности раскрывать перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомить с различными свойствами и качествами растений, формировать элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению экологических знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает педагог.

В получении экологических знаний особое значение имеют игры экологической направленности.

Одним из наиболее интересных и эффективных видов игр для детей 4-5 лет являются игровые обучающие ситуации.

Учитывая возрастные особенности испытуемых, именно такой вид игр мы и решили использовать в своей дальнейшей работе.

Для начала мы ознакомились с игровыми обучающими ситуациями, предложенными С.Н.Николаевой и Комаровой И.А..

Нами была спроектирована модель экологического воспитания детей. Данная модель предполагает использование игровых обучающих ситуаций во всех видах деятельности. (Приложение 3).

Игровые обучающие ситуации основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т.д. В ходе создания таких ситуаций мы формировали у детей умение выражать свое отношение к роли главного героя, ситуации, как определенной жизненной позиции. Развивали способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу "не навреди". Примером такой специальной созданной игровой ситуации стало проведение игры «Лесное происшествие» (Приложение 4).

Было организовано и проведено игровое занятие «Рыбка зовет на помощь» (Приложение 5).

С целью обогащения сознания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Куст», «Цветок» было проведено занятие, главным героем которого был Старичок -лесовичок (Приложение 6).

Для ознакомления детей со свойствами воды было проведено занятие «Что мы знаем о воде». Главным персонажем занятия выступал Незнайка. (Приложение 7).

Так как на констатирующем эксперименте большинство детей экспериментальной группы показали неудовлетворительные результаты в области знаний о жизни диких животных и птиц, не смогли связать особенности их жизни со временем года, мы провели занятие, персонажем которого был Старичок-лесовичок «Зимние встречи» (Приложение 8.)

Широко применяли мы в своей практике игры-путешествия, в которых дети с помощью игровых обучающих ситуаций попадали на Северный полюс, на дно океана и т.д. Критерии выбора игр исходили, прежде всего, из уровня экологических знаний детей.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, были направлены на решение задач и связаны с организацией игры на занятии.

Игровые ситуации требовали от детей включенности в свои правила: они должны запомнить все обозначения, должны быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых детьми в игровой ситуации, не осознавался ими как процесс преднамеренного обучения – дети учились играя.

В экологических играх мы применяли наглядный художественно оформленный материал, придумывали интересные игровые моменты, действия, занимали всех детей решением единой задачи. В таких ситуациях мы прибегали к помощи сказочных героев, музыкальному сопровождению.

В своей работе с детьми мы использовали такие игры- путешествия, как

«Рассели животных по Земле», целью которой явилось ознакомление детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли; «Фотоохота в лесу», « Путешествие в зоопарк», «Зимняя экспедиция в Арктику - на Северный полюс» и др.

С целью обучения детей умению классифицировать животных со средой их обитания была проведена игра « Исправь ошибку».

Созданием игровой ситуации «Кто поможет малышу?», мы уточнили знания детей о приспособлении животных к этой среде обитания. Содержание игровой ситуации заключалось в том, что педагог выбирал картинку с одним из животных, картинка «оживала», т.е. появлялась игрушка животного, изображенного на картинке. Один из детей бросал кубик на котором изображены разные среды обитания (море, пустыня, лес и т.д.). Игрушка отправлялась в ту среду обитания, которая выпала на кубике.

Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Например, педагог выбрал зайца. Заяц упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? и т.д. Продолжительность игры зависела от познаний детей в этой области.

Параллельно с закреплением у детей знаний об уже известных им животных мы знакомили их с новыми, им незнакомыми животными. Так, было проведено занятие «Муравьи и муравейники». (Приложение 9). Главным персонажем этой игровой ситуации был игрушка-муравей.

После проведенного цикла наблюдений за золотыми рыбками была проведена игровая обучающая ситуация с игрушками-аналогами.

Создание данной обучающей ситуации имело цель - закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали достаточно длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать - ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками можно наблюдать - смотреть, как они плавают, как едят; игрушечные рыбки - это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

Для создания игровой ситуации воспитатель готовил таз с водой, игрушечных рыбок (по числу детей и для себя), кукольную посуду. Педагог сажал детей перед аквариумом и начинал сравнение: просил сказать, кто живет в аквариуме, как называются рыбки. Спрашивал, делая акцент на последнем слове: «Это игрушечные рыбки или живые?»

Подтверждал, что это живые золотые рыбки, они живут в аквариуме в воде, вынимать их нельзя. Затем показывал детям игрушечную рыбку, спрашивал, что это такое, живая рыбка или игрушечная (акцент на последнем слове), подтверждал: «Это игрушка, эту рыбку можно брать в руки, она игрушечная, а не живая».

Затем воспитатель направлял внимание детей на аквариум, спрашивал, что делают рыбки. После их ответов уточнял: «Рыбки плавают в воде. Они живые - плавают сами, никто им не помогает». Клал игрушечную рыбку в таз с водой, просил детей посмотреть, что делает игрушка. Уточнял: «Игрушка лежит на воде, не плавает. Эта рыбка игрушечная, неживая, она сама плавать не может. С ней можно поиграть». Изображал рыбкой движение в воде, предлагал двум-трем детям повторить игру.

Сопоставление продолжалось - воспитатель кормил рыб в аквариуме, дети наблюдали, как они едят, а взрослый подчеркивал: «Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе они могут умереть. Живые рыбки сами едят корм: увидят его, подплывут и ртом хватают. Они живые - сами едят». Затем воспитатель выяснял, как надо кормить игрушечных рыбок: сыпал рыбий корм перед игрушкой, которая лежит на воде в тазу, предлагал посмотреть и сказать, ест ли она его. Уточнял: «Эта рыбка не ест - она игрушечная, неживая. С ней можно поиграть - покормить ее понарошку». Воспитатель вынимал игрушку из воды, вытирал, просил детей дать кукольную посуду, показывал, как он кормит рыбку кашей из тарелки. Предлагал нескольким детям покормить ее, напоить чаем, а потом погулять с ней, побаюкать, покатать в машине.

В завершение воспитатель подчеркивал: с живыми и игрушечными рыбками допустимы разные виды деятельности: «На живых можно смотреть, наблюдать за ними очень интересно - как они сами едят корм, плавают в воде. А с игрушечными рыбками можно играть, брать их в руки. Теперь, если кто хочет, останьтесь возле аквариума и понаблюдайте за золотыми рыбками. Тому, кто хочет играть, я дам игрушечных рыбок, и вы с ними поиграете».

Для формирования у детей практических умений и навыков трудовых умений в природе были использованы игровые обучающие ситуации с использованием такого литературного персонажа, как Карлсон. Данный персонаж приходил в гости к детям и вместе с детьми заботился о растениях в уголке природы.

Игровой персонаж Чиполлино, помогал детям выращивать лук, а Колобок знакомился вместе с детьми с жизнью лесных обитателей.

Для стимулирования гуманных отношений к живому было проведено занятие – игра «Оказание помощи планете «Северное сияние».(Приложение 10)

Спроектированная модель экологического воспитания детей включала в себя не только работу с детьми, но и также методическую работу. В рамках этой работы с воспитателями была проведена консультация на тему «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» (Приложение 11).

В рамках работы с родителями было организовано родительское собрание, тема которого была «Роль игры в развитии детей» (Приложение 12).

  • III. Учтите и оцените результаты непрямой РИФ с сывороткой обследуемого и антигеном боррелий – возбудителем Лайм-боррелиоза.

  • КОНСУЛЬТАЦИЯ

    Диагностика экологических знаний дошкольников

    Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. В работе по приоритетному направлению – экологическому образованию дошкольников была выбрана программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с концепцией автора этой программы – предполагает, во – первых, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; во – вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

    Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учётом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Эти два направления неразрывны: Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определённые знания о живой и неживой природе.

    Цель экологического развития дошкольников – формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.

    Реализация цели происходит через решение нескольких задач.

    1.Задачи оздоровительной направленности.

    2.Задачи образовательной направленности.

    3.Задачи воспитательной направленности.

    4.Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями.

    5.Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности .


    Критерии сформированности экологических знаний.

    · Знания о мире животных;

    · Знания о растительном мире;

    · Знания о неживой природе;

    · Знания о временах года;

    · Отношение к миру природы.

    Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников проводятся индивидуально с каждым ребёнком.

    ЗАДАНИЕ №1

    Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей животных.

    Оборудование: три карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес и пейзаж жарких стран); на второй изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей небо и луг. Карточки с изображением животных, детёныши домашних животных, птиц, насекомых (соответственно каждому возрасту).

    Инструкция к применению.

    Вы показываете ребёнку первую карту, из всех карточек предлагаете выбрать животных и разместить их на карте с учётом места их проживания.

    Затем предлагаете ребёнку вторую карту, из оставшихся карточек выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

    После этого предлагаете третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

    Если остались какие – нибудь карточки можно предложить ребёнку ещё раз подумать и разместить их на одной из карт. Старших детей спрашиваем, по каким признакам он разместил животных на картах.

    После того как ребёнок справится с заданием, младшим дошкольникам показываем карточки с изображением детёнышей домашних животных и предлагаем найти им маму. Вопросы к детям: Как называется животное и детёныш? Как называется птица, насекомое? Старшим дошкольникам предложить выбрать 2 изображения животных, три насекомых, три птиц, а затем ответить на вопросы в соответствии с выбранными карточками. Как называется животное (птица, насекомое)? Что ты можешь рассказать о нём? Твоё отношение к ним.

    Высокий уровень: ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

    Средний уровень: ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. На поставленные вопросы отвечает, но иногда допускает неточности в ответах.

    Уровень ниже среднего: ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно.

    ЗАДАНИЕ №2

    Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

    Оборудование: Комнатные растения рекомендованные программой, соответствующие возрасту детей, лейка для полива комнатных растений , распылитель воды, палочка для рыхления, тряпочка, поддон; картинки с изображением деревьев (хвойных и лиственных), кустарников, ягод, грибов, цветов (сада и леса).

    Инструкция к проведению.

    Вы называете комнатные растения, предлагаете показать их.

    Младшим дошкольникам, с помощью бабочки, предлагаете показать стебель, листья, цветы. Покажи, как поливают комнатные растения.

    Старшим: Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений? Как правильно ухаживать за комнатными растениями? Покажи, как правильно это делать (на примере одного растения). Для чего нужны людям комнатные растения? Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?


    Затем предлагаете детям изображения деревьев, кустарников, ягод, грибов, цветов.

    Младшие дошкольники находят дерево, называют его, с помощью птички находят ствол, ветви, листочки.

    Старшие: а) сначала выбирают деревья, потом кустарники (тополь, сирень, берёза);

    б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

    в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберёзовик, клубника);

    г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

    Оценка результатов деятельности.

    Высокий уровень: ребёнок самостоятельно называет различные виды растений: деревья, кустарники, цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений, различает строение растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними (малыши с помощью взрослого). Проявляет эмоциональный интерес.

    Средний уровень: р ебёнок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляет интерес.

    Уровень ниже среднего: ребёнок затрудняется называть виды растений. Не всегда может выделять группы предлагаемых растений. Затрудняется рассказать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. В практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому.

    ЗАДАНИЕ №3

    Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

    Оборудование: баночки с водой, песком (для малышей), глиной, камнями (добавляем старшим).

    Инструкция к проведению.

    Предлагаете определить содержимое баночек. После того как ребёнок назовёт объект неживой природы, предложить ответить на вопросы. Какие свойства песка ты знаешь? Где и для чего человек использует песок? Какие свойства воды ты знаешь? Где и для чего человек использует воду? Какие свойства глины ты знаешь? Где и для чего человек использует её? Какие свойства камней ты знаешь? Где и для чего человек использует их?

    Оценка результатов проверки.

    Высокий уровень: ребёнок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах проявляет фантазию.

    Средний уровень: ребёнок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

    Уровень ниже среднего: ребёнок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они нужны.

    ЗАДАНИЕ №4

    Цель: определить уровень знания времён года.

    Оборудование: для малышей иллюстрации и изображением времён года, для старших альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

    Инструкция к проведению.

    Малышам предложить рассмотреть картинки и назвать времена года.

    Старшим задаёте вопросы: Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним, и т. д.? Предлагаете ответить на вопрос: Когда это бывает?

    Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

    Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

    С деревьев опадают литья, птицы улетают в тёплые края.

    На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

    Оценка результатов деятельности.

    Высокий уровень: ребёнок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

    Средний уровень: ребёнок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

    Уровень ниже среднего: ребёнок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времён года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

    ЗАДАНИЕ №5

    Цель: определить уровень отношения к миру природы.

    Инструкция к проведению.

    Малышам предлагаем две картинки с изображением собаки и кошки. Вопросы: Какое животное тебе больше нравится? Есть у тебя дома такие животные? Что ты с ним делаешь? (будешь делать) Что можно делать с кошкой (собакой), а что нельзя? Как мы ухаживаем за комнатными растениями?

    Вопросы к старшим: «Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)?» Если у ребёнка нет домашних животных, спрашиваете: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?».

    «Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в группе (если они есть)?» Если в группе их нет, спрашиваете: «Если бы в группе были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»

    Что ты вместе с взрослым можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

    Как мы можем помочь зимующим птицам?

    Оценка результатов деятельности.

    Высокий уровень: ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

    Средний уровень: ребёнок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

    Уровень ниже среднего: ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.


    Уровни сформированности экологических знаний

    (примерная таблица)

    Фамилия, имя ребёнка

    Знания о животных, птицах и насекомых

    Знания о растительном мире

    Знания о неживой природе

    Знания о временах года

    Отношения к миру природы

    Общая оценка

    Иванов Ваня

    Петрова Маша

    Сидоров Петя