Как кормить недоношенного ребенка - роль медсестры в поддержании лактации у роженицы. Недоношенные дети - особенности медицинского ухода К детям с энмт нужен взвешенный подход

Недоношенными считаются дети, рожденные в период с 28 по 37 неделю беременности, имеющие массу тела 1000-2500 г и длину тела 35-45 см.

Выхаживание недоношенных детей подразумевает организацию специального ухода — температурного режима, влажности, уровня оксигенации, вскармливания, при необходимости – проведение интенсивной терапии.

Организация вскармливания недоношенных новорожденных

Сложности Вскармливание недоношенных детей имеет существенные особенности, обусловленные

  • слабой выраженностью или отсутствием (до 32 – 34 недель гестации не развиты) сосательного и глотательного рефлексов и их координациивследствие нервно-психической незрелости, которая коррелирует со степенью недоношенности;
  • повышенной потребностью в питательных веществах в связи с интенсивным физическим развитием,
  • морфологической и функциональной незрелостью ЖКТ, требующей осторожного введения пищи:
    • малым объемом желудка,
    • преобладанием тонуса пилорического отдела над мало развитым сфинктером кардиальной части желудка,
    • ферментодефицитом: сниженнными секрецией желудочного сока, способностью кислотообразования и продукции пепсиногена, и вследствие этого неполным расщеплением белков , сниженной активностью лактазы (Однако функция поджелудочной железы даже у глубоконедоношенных детей находится на достаточном уровне). Ферменты кишечника, участвующие в углеводном и белковом обмене, формируются на более ранних этапах, чем липолитические ферменты, в связи с чем у недоношенных часто отмечается повышенная экскреция фекального жира ,
    • низкой активностью перистальтики кишечника, что приводит к вздутию живота, перерастяжению кишечника.

При организации вскармливания недоношенных необходимо ответить на 4 вопроса :

  1. когда;
  2. в каком объеме;
  3. каким методом.

Когда?

Недоношенным детям, родившимся в большом сроке гестации (35 и > недель) в относительно удовлетворительном состоянии, целесообразно начинать первое кормление не позднее 2−3 часов после рождения. У детей с гестационным возрастом менее 34 недель и массой менее 2000г основные принципы –осторожность и постепенность.

В относительно удовлетворительном состоянии

при недоношенности I степени можно начать кормить грудным молоком или его заменителями через 6−9 ч после рождения,

при II степени − через 9−12 ч,

при III − через 12−18 ч,

при IV − через 36 ч.

Недоношенных с массой тела при рождении менее 1500 г прикладывают к груди с 3-й недели жизни.

Требования к естественному (грудному или из рожка) вскармливанию недоношенного : должен быть сосательный рефлекс .

При невозможности раннего (сразу после рождения) прикладывания к груди необходимо для заселения ЖКТ нормальной микрофлорой ввести в ротовую полость ребенка пипеткой несколько капель материнского молока.

Частота кормлений зависит от массы тела, степени зрелости, состояния. Применяют 7−8 разовое кормление, но по показаниям частота может быть увеличена до 12 раз/сут.

Чем?

Выбор продукта . Для недоношенных, как и для доношенных, идеальной пищей является грудное молоко без какой-либо коррекции. При отсутствии грудного молока используют адаптированные молочные смеси , желательно − специализированные для недоношенных.

Детские смеси: «Роболакт» или «Линолакт» на 1-ой нед жизни, далее на адаптированные смеси «Препилти», «Прегумана», «Новолакт-ММ». С 1,5−2 мес − кисломолочные смеси.

В каком объёме?

Расчет питания для недоношенных

Каким методом?

Виды вскармливания недоношенных и способы введения питания :

  • естественное: грудью матери или кормилицы,
  • естественное, искусственное и смешанное: соской сцеженным от родной матери или донорским ,
  • зондом : на каждое кормление − разовым − или постоянным ,
  • парентеральное питание(рвота, плоская или отрицательная весовая кривая, парез кишечника, хирургическая патология ЖКТ и др.).

Способ кормления устанавливают в зависимости от тяжести состояния и степени зрелости.

Показания к грудному кормлению :

  • возможно у недоношенных новорожденных 35 – 37 недель гестации при удовлетворительном состоянии:
  • при грудном вскармливании необходимы систематические контрольные взвешивания до и после кормления: потеря не должна быть >1,5−2%, диурез 1 мл/кг×час.

Показания к кормлению соской :

  • применяется у недоношенных, родившихся после 33 – 34 недель беременности или II степень недоношенности (сосательный рефлекс у которых снижен, но достаточно выражен для соски), при отсутствии у них нарушений в течении постнатальной адаптации − в первые 3-4 дня. Раньше этого срока ребенка к груди прикладывать нецелесообразно, так как кормление грудью является для него тяжелой физической нагрузкой и может привести к вторичной асфиксии или внутричерепному кровоизлиянию;
  • ГБН − донорским молоком.

Показания к зондовому питанию:

грудное молоко через одноразовый желучный зонд:

  • срыгивания;
  • слабость или отсутствие сосательного и глотательного рефлексов;
  • недоношенные с асфиксией, РДС 5 баллов; при ИВЛ;
  • глубокая недоношенность − III−IV степени недоношенности, менее 32 – 33 недель;
  • медленная прибавка в массе;

через постоянный зонд:

  • с массой менее 1500 г;
  • процесс сосания препятствует дыханию и гемодинамике:
    • появление стойкого цианоза при сосании,
    • дефекты твердого и мягкого неба;
  • подозрение на родовую внутричерепную травму.

Зонд вводят на длину, равную расстоянию от переносицы до мечевидного отростка, либо орогастрально (предпочтительнее) , либо назогастрально (создает дополнительное сопротивление на пути прохождения воздуха, может провоцировать апноэ и брадикардию).

Виды зондового кормления :

а) болюсное (прерывистое) . Зонд используют для разовой порции молока, после чего сразу же удаляют. Молоко подается без усилий, медленно, под действием силы тяжести. Способ более физиологичный, чем капельное введение, т.к. способствует циклическому выбросу гормонов, что стимулирует рост и развитие ЖКТ.

б) пролонгированное (капельное, микроструйное) . Зонд вводится на срок до 3 – 7 дней. Применяется обычно у детей с массой тела менее 1500г, а также у более крупных, в случае их тяжелого общего состояния с тенденцией к застою в желудке. Адаптированная смесь подается в желудок при помощи инфузионного насоса. В этом случае она предпочтительнее, чем материнское молоко, т.к. легче сохранить ее стерильность в течение всего времени введения.

При вскармливании через зонд, перед каждым кормлением необходимо проверять остаточный объем желудка . Если он составляет более 10% от объема предыдущего кормления − порцию молока уменьшают на 50% с последующим постепенным увеличением объема.

В целью коррекции липидного обмена – липофундин 10% 5мл/кг/сут.

При преждевременных родах грудное молоко имеет особые питательные и энергетические свойства. Так, молоко женщин, которые родили преждевременно, содержит большее количество белка, полиненасыщенных жирных кислот, которые необходимы для роста и развития организма недоношенного ребенка, прежде всего, для созревания центральной нервной системы. Также в грудном молоке при преждевременных родах содержится больше углеводов, витаминов А, Е, С в сравнении с грудным молоком у женщин, которые родили в срок. Очень важно, что грудное молоко у женщин при недоношенной беременности содержит больше микроэлементов, необходимых для развития ребенка, а именно: железа, хлора, цинка, йода. Молоко женщин, которые родили преждевременно, выше по белковому компоненту и содержит 1,8-2,4 г/100 мл.

По литературным данным, количество жира в грудном молоке у женщин, которые родили преждевременно, не отличается от такового у женщин, которые родили в срок, средний уровень – 3,2-3,4 г/100 мл. Жиры грудного молока полностью усваиваются.

Лактоза в молоке женщин, которые родили преждевременно, равна 5,96-6,95 г/100 мл. Кальций и фосфор незначительно выше. Соотношение кальций/фосфор в грудном молоке более физиологично (1:2), чем в смеси, более низкий уровень фосфора приводит к потери кальция с мочой.

Таким образом, природа сама обеспечила физиологическую целесообразность вскармливания преждевременно рожденных детей молоком матери.

Потребность недоношенного ребенка в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах)

Потребность в белке недоношенных детей колеблется в зависимости от степени зрелости и возраста от 2,5-3,0 до 4,0 г/кг в сутки.

Потребность в жирах приблизительно 6,5 г/кг в сутки.

Потребность в углеводах 12-14 г/кг в сутки.

Энергетические потребности недоношенных детей постепенно повышаются: в первые сутки они составляют 20-25 ккал/кг, во 2-е – 40,в 3-и – 50, в 5-е – 70, в 7-е – 90, в 10-е – 110 ккал/кг в сутки. Эта потребность возрастает на 20-е сутки до 130 ккал/кг, к 30 дню – до 135-140 ккал/кг.

Что необходимо учитывать при вскармливании преждевременно рожденного ребенка?

Быстрые темпы роста недоношенного ребенка обуславливают более высокие потребности организма в белке, микроэлементах, витаминах. Поэтому, чтобы удовлетворить физиологические потребности такого ребенка используют грудное молоко как основу, куда добавляют питательные вещества, которые в дефиците.

Такое дополнительное обеспечение белками, некоторыми микроэлементами, витаминами, особенно детям с гестационным возрастом меньше, чем 32 недели, и массой тела 1 500 г и меньше, может проводиться путем частичного парентерального питания.

Младенцам, которые имеют гестационный возраст 32-34 недели, добавочное введение белка может осуществляться энтерально, добавляя в грудное молоко специальные, обогащенные белком добавки. Новорожденные, которые получали обогащенное материнское молоко, имеют больший прирост веса, линейного роста, значительно выше уровень азота мочевины.

Способы расчета количества питания, необходимого для недоношенного новорожденного ребенка

Начинают кормить недоношенных детей с массой тела 2 000 – 1 500 г с 5-7 мл с постепенным увеличением на 5 мл. У недоношенных с массой тела 1 500 – 1 000 г объём первого кормления составляет 2-4 мл с постепенным увеличением на 3-5 мл. Детей с массой тела менее 1 000 г начинают кормить с 1-2 мл и увеличивают постепенно объем на 1-2 мл.

При зондовом кормлении детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела распространены 3-часовые введения молока с часовыми перерывами и 5-часовым ночным перерывом. Таким образом, за сутки проводится 5 инфузий. Первоначальная скорость введения молока составляет 1,5-3 мл/кг за 1 час. На 6-7 –е сутки она постепенно увеличивается до 7-9 мл/кг за 1 час.

Критериями для определения срока первого кормления недоношенного ребенка являются гестационный возраст, масса тела при рождении, общее состояние ребенка. В случае отсутствия тяжелой патологии кормить можно в первые сутки, в зависимости от зрелости разными методами кормления.

Функционально зрелых новорожденных, гестационный возраст которых более 34 недель, можно начинать кормить через 2-3 часа после рождения.

Первое кормление проба на толерантность к энтеральному кормлению – проводитсядистиллированной водой (потому что аспирация глюкозы вызывает воспалительные изменения в легких, аналогичные при аспирации молоком),потом несколько введений 5% р-ра глюкозы ,после чего – используют грудное молоко (или молочную смесь).

У недоношенных детей до 10-го дня жизни включительно суточный объем, молока определяют по формуле Роммеля:

V=(n+10) х на каждые 100 г массы ребенка,гдеn– число дней жизни ребенка;

или калорийным способом в соответствии с суточной потребностью.

Пример: Ребенку 3 дня, масса тела 1 800 г. Рассчитать суточный и разовый объем молока.

V= (3+10)х18=234 мл;

Количество кормлений – 10.

Объём на одно кормление = 234:10=23,4=24 мл.

С учетом толерантности организма недоношенного ребенка к пище в 1-й день на одно кормление – 5-7 мл, на 2-ой – 10-12 мл, на 3-ий – 15-17мл, на 4-ый – 24 мл.

После 10 дня жизни, суточный объем пищи определяют по массе тела объемным методом, как у доношенных детей.

Контроль адекватности вскармливания

Срыгивания, рвота, вздутие живота являются показаниями отказа от стандартной схемы вскармливания и требуют выяснения причин, которые вызвали эти симптомы. Наиболее эффективным критерием правильного вскармливания является ежедневная положительная динамика веса (приблизительно 15 г/кг в сутки).

План изложения материала:

1. Определение понятия «недоношенный ребенок», причины и факторы риска невынашивания беременности. Степени недоношенности.

3. Организация этапов выхаживания и роль медицинской сестры при выхаживании недоношенного ребенка. Правила выписки недоношенного ребенка из стационара.

4. Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком. Проведение профилактических прививок.

5. Возможные проблемы ребенка и родителей. Сестринский процесс при уходе за недоношенным ребенком.

6. Профилактика невынашивания беременности.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по причинам невынашивания беременности, признакам недоношенного новорожденного ребенка, особенностям сестринского ухода за недоношенным ребенком на этапах его выхаживания.

Определение понятия «недоношенный ребенок». Причины невынашивания, степени незрелости. Морфологические и функциональные признаки недоношенного ребенка. Организация этапов выхаживания и роль медицинской сестры при выхаживании недоношенного ребенка. Правила выписки недоношенного ребенка из стационара. Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком. Проведение профилактических прививок. Профилактика рождения недоношенных детей.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

1. Роль медицинской сестры в выхаживании недоношенного ребенка.

2. Особенности сестринского наблюдения за недоношенным ребенком в амбулаторных условиях.

3. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний у недоношенных детей.

4. Роль медицинской сестры в проведении реабилитационных мероприятий.

Знать:

1. Определение понятия «недоношенный ребенок», причины невынашивания, степени недоношенности.

2. Морфологические и функциональные признаки недоношенного ребенка.

3. Организация медицинской помощи недоношенным детям: этапы выхаживания, особенности работы медицинской сестры на каждом этапе выхаживания.



4. Правила выписки недоношенного ребенка из стационара.

5. Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком. Проведение профилактических прививок.

Недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся живым, на сроке до 37 недели внутриутробного развития, с массой тела менее 2500г и длиной менее 45 см. (определение ВОЗ).

Причины преждевременного рождения детей многочисленны и порой выявляются с трудом. Обычно имеется сочетание сразу нескольких факторов риска рождения недоношенного ребенка.

Факторы риска рождения недоношенного ребенка:

1. Со стороны матери:

· Возраст беременной (первородящие в возрасте до 18 лет и старше 35 лет).

· Рост беременной менее 150 см, масса теле менее 45 кг.

· Тяжелые соматические и инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности.

· Генетическая предрасположенность.

· Аномалии развития репродуктивной системы.

· Отягощенный акушерский анамнез (частые предшествующие прерывания беременности, оперативное вмешательство, патология беременности, привычные выкидыши, мертворождения и т.д.)

· Психические и физические травмы, подъем тяжести, падение и ушиб беременной женщины.

· Бесконтрольный прием медикаментов.

· Короткий период между родами.

2. Со стороны ребенка:

· Хромосомные аберрации, пороки развития.

· Иммунологический конфликт.

· Внутриутробное инфицирование.

· Многоплодная беременность.

· Тазовое предлежание.

3. Социально-экономические факторы:

· Неблагоприятное воздействие окружающей среды (профессиональные вредности, радиационные и электромагнитные излучения, токсические воздействия и т.д.).

· Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания).

· Низкий социальный статус (недостаточный уровень образования, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, плохое питание).

· Нежелательная беременность.

· Уклонение от медицинского наблюдения.

Степень зрелости недоношенных детей зависит от срока гестации и массы тела при рождении. Гестационный возраст (gestatio – беременность) – это возраст ребенка от зачатия до рождения. Он является самым важным показателем оценки степени зрелости новорожденного ребенка и его способности адаптироваться к условиям внешней среды.

Выделяют четыре степени недоношенности:

Чем меньше гестационный возраст, тем более значительно выражены признаки недоношенности.

Внешние (морфологические) признаки недоношенности:

· Непропорциональное телосложение, значительное преобладание мозгового черепа над лицевым, относительно большое туловище, короткие шея и ноги.

· Кожа красного цвета, тонкая, морщинистая, обильно покрыта пушком (лануго), подкожно-жировой слой не выражен, мышечный тонус снижен.

· Кости черепа мягкие, податливые, подвижные, иногда заходят друг на друга, швы не закрыты, открыты большой, малый и боковые роднички.

· Ушные раковины мягкие, бесформенные, тесно прижаты к голове.

· Ареолы и соски грудных желез недоразвиты или отсутствуют.

· Ногти на пальцах рук и ног тонкие, не достигают краев ногтевого ложа.

· Подошвенные складки короткие, неглубокие, редкие или отсутствуют.

· Живот распластанный «лягушачий», пупочное кольцо расположено в нижней трети живота.

· У девочек большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет, клитор увеличен.

· У мальчиков яички не опущены в мошонку, находятся в паховых каналах или в брюшной полости.

Функциональные признаки недоношенного ребенка:

· ЦНС: снижение или отсутствие сосательного, глотательного и других физиологических рефлексов, не координированные движения конечностей, косоглазие, нистагм (горизонтальные плавающие движения глазных яблок), гипотония мышц, адинамия, нарушение процессов терморегуляции, отсутствие способности поддержания нормальной температуры тела (гипотермия), слабый крик.

· Периферические анализаторы: нарушение зрения и слуха.

· Органы дыхания: неравномерное дыхание по ритму и глубине, частота дыхания варьирует от 40 до 90 в минуту, склонность к апноэ, отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс. В альвеолах сурфактант отсутствует или содержание его недостаточно, что обуславливает развитие ателектазов и дыхательных расстройств.

· Сердечно-сосудистая система: снижение скорости кровотока (цианоз кистей и стоп), синдром «арлекина» (в положении ребенка на боку кожа нижней половины тела становится красно-розового цвета, а верхней – белого). Артериальное давление низкое, пульс лабильный.

· Иммунная система: незрелость Т-лимфоцитов, уменьшение их количества, снижение способности к синтезу иммуноглобулинов – высокий риск возникновения инфекций.

· Органы пищеварения: низкая активность секреторной функции пищеварительных ферментов и усвоения пищи, малая емкость желудка, не позволяющая удерживать одномоментно необходимый объем пищи, повышенная склонность к срыгиванию из-за недостаточного развития сфинктера, монотонный характер перистальтики кишечника (отсутствие усиления в ответ на прием пищи).

· Печень: незрелость ферментных систем, что обуславливает уменьшение синтеза белка, протромбина (геморрагический синдром), нарушение билирубинового обмена, накопление непрямого билирубина в крови и мозговой ткани (билирубиновая энцефалопатия).

· Почки: пониженная способность к концентрированию мочи, почти полная реабсорбция натрия и недостаточная реабсорбция воды, несовершенство поддержания кислотно-основного состояния. Суточный диурез к концу первой недели составляет 60-140 мл, частота мочеиспусканий 8-15 раз в сутки.

Титульник

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Теоретический обзор проблемы в реабилитации недоношенных детей, история вопроса, понятия, АФО, причины, группы риска.

1.2. Участие медицинской сестры в реабилитации недоношенных детей.

1.3. Роль сестринского персонала в обучении матерей недоношенных детей самостоятельному уходу за новорожденными в домашних условиях.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Организация исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Морфофункциональные особенности недоношенных и маловесных детей, распространенность патологии центральной нервной системы, аномалий развития и внутриутробных инфекций лежат в основе высокой соматической заболеваемости, ранней хронизации болезней и формирования инвалидности. Повышение выживаемости преждевременно родившихся детей, особенно глубоко недоношенных, привело к росту числа детей, требующих постоянного комплексного медико-психолого-педагогического наблюдения и проведения реабилитационных мероприятий на всех этапах выживания.

Преждевременные роды являются актуальной проблемой акушерства, т.к. являются одной из основных причин перинатальной смертности и заболеваемости. На долю недоношенных детей приходится 60-70% ранней неонатальной смертности и 65-75% детской смертности .

Проблемы своевременной ранней реабилитации детей, родившихся преждевременно, в последние годы приобретают особую актуальность в связи с развитием новых медицинских технологий, обеспечивающих снижение ранней неонатальной смертности детей с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении. Работа врача не была бы оценена по достоинству, не имей он квалифицированного напарника-квалифицированную медсестру, продолжателя его дела, умеющего действовать автономно в рамках своей компетенции .

Актуальность темы: угроза не вынашивания детей и особенности реабилитации недоношенных детей является очень актуальной для настоящего времени в связи с неблагоприятной демографической и экологической обстановкой в РФ и принятием президентской программы «Дети России» Тематика курсовой работы отвечает задачам национального проекта «Здоровье», направленного на предотвращение неблагоприятных последствий данной патологии у детей

Актуальность избранной темы определяется тем, что последнее время отмечается рост рождения недоношенных детей как по России так и Краснодарскому краю, роль медсестры в осуществлении ухода многогранна и незаменима.

Цель исследования: изучить особенности участия медицинской сестры в реабилитации недоношенных детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы и статистику вопроса реабилитации недоношенных детей, причин, групп риска.
  2. Изучить разделы сестринского ухода при выхаживании недоношенных в условиях родильного дома.
  3. Разработать тесты с целью выявления знаний медицинской сестры отделения патологии недоношенных новорожденных. В разделе реабилитация недоношенных детей.
  4. Сделать выводы и разработать рекомендации по уходу за детьми дома. Объект исследования: реабилитация недоношенных детей.

Предмет исследования: роль медицинской сестры в реабилитации недоношенных детей.

Методы исследования: изучение теоретического материала, определение понятий, проведение исследования формулировка выводов и рекомендаций .

Практическая значимость: разработанный тест в дальнейшем может быть использован в качестве входящего контроля по теме «Сестринский уход за недоношенными детьми».

Мельникова Эльвира

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕЖД № 5

Департамента здравоохранения города Москвы

Дисциплина: Медицинская сестра

лечебно-профилактического учреждения

Допущена к защите

Заместитель директора

по практическому обучению

_________/ А.В. Плистков /

«__»____________________201__ г.

МЕЛЬНИКОВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСАНДРОВНА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ

Курсовая работа

По специальности 060109 Сестринское дело 51

Студент

Группа № 43 _________ Э.А. Мельникова

(подпись)

Руководитель преподаватель

высшей квалификационной категории _________ С.А. Беленова

(подпись)

2012

Терминологический словарь 4

ВВЕДЕНИЕ 5-6

ГЛАВА I Недоношенный ребенок

1.1. Что такое недоношенность и ее причины? 7

1.2. Группы риска 7-8

1.3 . Дородовые патронажи 8-9

1.4. Анатомо-физиологические особенности (АФО) 9-11

1.5. Особенности ухода и организации выхаживания 12-13

1.6. Особенности вскармливания недоношенных детей 13-16

ГЛАВА II: Принципы выхаживания недоношенных детей

2.1. Роль медсестры в профилактике гипогалактии 16-17

2.2. 17-18

2.3.Особенности развития и диспансерного наблюдения,

вакцинации 19-20

2.4. Правила применения кувеза 20-21

2.5. Дезинфекция кувеза 21-22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22-23

23 -24

Терминологический словарь

Недоношенный ребёнок – ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности

Функциональные признаки – формирование и функция органов и систем:

1. Слабый мышечный тонус (характерна "поза лягушки")

2. Физиологическая эритема и желтуха до 10 – 14 дней

3. Слабость и быстрое угасание физиологических рефлексов новорожденных, в том числе сосательного и глотательного

4. Склонность к гипотермии из-за малой теплопродукции и повышенной теплоотдачи

5. Отсутствие адекватного повышения температуры на инфекционный процесс и быстрое перегревание его в кувезе

Назогастральное зондирование – введение трубки через нос в желудок позволяет осуществить энтеральное питание, получить содержимое желудка, проанализировать, как желудок вырабатывает кислоту и ферменты, определить другие характеристики

Кувез – (от фр. couveuse «наседка», «инкубатор») - приспособление с автоматической подачей кислорода и с поддержанием оптимальной температуры, в который помещают недоношенного или заболевшего новорожденного

ВВЕДЕНИЕ

К недоношенным относят детей, родившихся до истечения 37 нед беременности и имеющих массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Антропометрические показатели вследствие их значительной индивидуальной вариабельности могут быть отнесены к условным критериям недоношенности, так как многие доношенные дети рождаются с массой тела менее 2500 г, в то же время недоношенный ребенок может иметь массу более 2500 г.

Основным условием успешного выхаживания недоношенных детей является создание отделений трех этапов. Самым результативным является II этап, когда на 7 - 10-й день жизни детей с массой тела до 2000 г переводят из родильного дома в отделение патологии новорожденных детского стационара. Перевод недоношенных новорожденных с I этапа (родильный дом) на II осуществляют после предварительной договоренности на заранее подготовленное место. Транспортировку детей проводят в специально оборудованных машинах, которые оснащены переносными инкубаторами, кислородом. При отсутствии специальных машин для перевозки недоношенных детей применяют обыкновенные машины скорой помощи.
Выписывают недоношенного ребенка из отделения при достижении веса 2500 г при непрерывном нарастании веса, отсутствии заболеваний
Сведения о выписанном ребенке передают в детскую консультацию по месту жительства в день выписки из больницы.

Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает: дифференцированный контроль над их физическим и нервно-психическим развитием.

Недоношенным детям по индивидуальному плану проводят: оздоровительные и закаливающие процедуры, в зависимости от наличия нарушений развития, подбор адекватной профилактики рахита и анемии, вакцинопрофилактику.

Недоношенных детей на первом году жизни обычно наблюдают по схеме, предусмотренной для детей 2-й и 3-й групп здоровья. В их реабилитации преимущественное значение имеют физические методы: различные комплексы массажа, гимнастики, упражнения в воде.

Для физического развития недоношенных детей характерны более высокие темпы прироста массы и длины тела на первом году жизни (за исключением первого месяца). К 2-3 мес. они удваивают первоначальную массу тела, к 3-5 - утраивают, к году - увеличивают в 4-7 раз. При этом крайне незрелые дети по абсолютным показателям роста и массы тела значительно отстают («миниатюрные» дети), 1-3 «коридор» центильных таблиц. В последующие годы жизни глубоко недоношенные дети могут сохранять своеобразную гармоническую «задержку» физического развития

Темпы нервно-психического развития недоношенных детей в первые 1,5 года обычно замедленны, и степень этой задержки зависит от степени недоношенности - это своеобразная «норма» для незрелых детей. При отсутствии поражения нервной системы даже крайне незрелые дети к 2-3 годам по уровню психомоторного развития не отличаются от доношенных, хотя у многих из них сохраняются эмоциональная лабильность, утомляемость и быстрая истощаемость нервных процессов. Полноценное развитие недоношенных детей во многом зависит от социально-экономических и медико-организационных факторов

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М/С В РЕАБИЛИТАЦИИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ

Цель:

1.Повысить готовность к самостоятельной работе с недоношенными детьми в ЛПУ педиатрического профиля

Задачи:

1. Выявить основные причины недоношенности детей

2. Повысить роль участковой медицинской сестры в реабилитации недоношенного ребенка

Актуальность:

1. Угроза невынашивания детей и особенности выхаживания недоношенных детей является очень актуальной для настоящего времени в связи с неблагоприятной демографической и экологической обстановкой в РФ и принятием президентской программы «Дети России»

2. Тематика курсовой работы отвечает задачам национального проекта «Здоровье», направленного на предотвращение неблагоприятных последствий данной патологии у детей

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I: Недоношенные дети

1.1 .Что такое недоношенность и ее причины?

К недоношенным относят детей, родившихся до 37 нед. беременности и имеющих массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Антропометрические показатели вследствие их значительной индивидуальной вариабельности могут быть отнесены к условным критериям недоношенности, так как многие доношенные дети рождаются с массой тела менее 2500 г, в то же время недоношенный ребенок может иметь массу более 2500 г.

Условно выделяют 4 степени недоношенности по массе тела: I - 2001-2500 г, II - 1501-2000 г, III -1001-1500 г, IV - менее 1000 г.

1.2. Группы риска

Наиболее часто преждевременные роды обусловлены заболеваниями матери (хроническая соматические патологии: заболевания почек, сердечно сосудистой системы, эндокринные нарушения; острые инфекционные заболевания; гинекологические патологии, осложнениями беременности (особенно поздний токсикоз); отягощением акушерского анамнеза предшествующими абортами и выкидышами, травмами, интоксикацией (курение, алкоголь); иммунологической несовместимостью в системе мать-плод (резус-конфликт и групповой конфликт). Имеет значение также слишком юный (до 18 лет) и пожилой (старше 30 лет) возраст матери;

Со стороны плода причинами недонашивания могут быть генетические заболевания (в том числе хромосомная патология) и внутриутробные инфекции. В последние годы особое значение приобрели социально-экономические причины недонашивания (производственные вредности, внебрачные роды, ухудшение экологической обстановки.

С целью выявления групп риска и их устранения проводится участковой медицинской сестрой 2 дородовых патронажа. Первый патронаж в сроки беременности от 5-12 недель, т. е. сражу после взятия на учет акушером-гинекологом. И второй ближе к декретному отпуску.

1.3. Дородовые патронажи

Детские поликлиники, консультации, учреждения начинают свою работу по охране здоровья будущего ребенка с дородового патронажа.
Цель его - обеспечить благоприятные условия жизни ребенка и установить тесный контакт между будущей матерью, детской патронажной сестрой и врачом. Первый дородовый патронаж выполняет патронажная сестра после получения сведений из женской консультации о беременной женщине.
После знакомства на дому с будущей матерью и условиями жизни семьи желательно пригласить мать на прием в детскую поликлинику в профилактический день, особенно если прием здоровых детей ведут в комнате по воспитанию здорового ребенка, где имеются наглядные пособия.
Здесь в беседе с беременной женщиной особое внимание уделяют режиму ее питания, сна и отдыха, пропаганде грудного вскармливания ребенка, методам профилактики гипогалактии. Знакомство в таких условиях будущей матери с участковым педиатром вырабатывает у нее в дальнейшем положительное отношение к детской поликлинике.

В обязательном порядке дважды: при взятии на учет и перед родами. При первом патронаже акушерка знакомится с бытовыми условиями и санитарным состоянием жилья беременной, по возможности выясняет характер взаимоотношений в семье. Во время патронажа важно продолжать санитарно-просветительную работу, начатую врачом, рассказать беременной и членам ее семьи о необходимости соблюдения правил личной гигиены, рационального питания, регулярного посещения врача. Также в 32 недели беременности и перед родами патронаж женщин осуществляет средний медицинский персонал детской поликлиники. Врач обязан проследить за своевременной передачей сведений о взятых на учет беременных в районную детскую поликлинику.

1.4. Анатомо-физиологические особенности (АФО)

Недоношенные дети имеют своеобразное телосложение - относительно большая голова с преобладанием мозгового черепа, иногда - открытые черепные швы, малый и боковой роднички, низкое расположение пупочного кольца; слабое развитие подкожной жировой клетчатки. Для недоношенных характерно обильное пушковое оволосение (лануго), при значительной степени недоношенности - недоразвитие ногтей. Кости черепа податливы вследствие недостаточной минерализации, ушные раковины мягкие. У мальчиков яички не опущены в мошонку (у крайне незрелых детей мошонка вообще недоразвита); у девочек половая щель зияет вследствие недоразвития половых губ и относительной гипертрофии клитора. На основании внешнего осмотра ребенка можно сделать заключение о степени недоношенности (гестационном возрасте) по совокупности морфологических критериев, для чего разработаны оценочные таблицы этих признаков в баллах. Морфология мозга недоношенного ребенка характеризуется сглаженностью борозд, слабой дифференцировкой серого и белого вещества, неполной миелинизацией нервных волокон и проводящих путей. Незрелость коры обусловливает преобладание подкорковой деятельности: движения хаотичны, могут отмечаться вздрагивания, тремор рук, клонус стоп. Вследствие незрелости терморегуляционных механизмов недоношенные дети легко охлаждаются т.к. у них нет адекватного повышения температуры тела. Перегреванию способствует недоразвитие потовых желез Система органов дыхания у недоношенного ребенка так же, как и нервная система, характеризуется незрелостью (предрасполагающий фон для патологии). Верхние дыхательные пути у недоношенных узкие, диафрагма расположена относительно высоко, грудная клетка податлива, ребра расположены перпендикулярно к грудине, у глубоконедоношенных детей грудина западает. Дыхание поверхностное, ослабленное, частота 40-54 в минуту, объем дыхания по сравнению с доношенными детьми снижен. Ритм дыхания нерегулярный, с периодическими апноэ

Сердечно – сосудистая система недоношенного ребенка по сравнению с другими функциональными системами является относительно зрелой, так как закладывается на ранних стадиях онтогенеза. Несмотря на это, пульс у недоношенных детей очень лабилен, слабого наполнения, частота 120-160 в минуту. Аускультативно тоны сердца могут быть относительно приглушены, возможно, наличие шумов. Артериальное давление, по сравнению с доношенными более низкое, систолическое 50-80 мм рт. Ст., диастолическое 20-30 мм рт. Ст.

Желудочно-кишечный тракт недоношенных детей характеризуется незрелостью всех отделов, малым объемом и более вертикальным положением желудка. В связи с относительным недоразвитием мышц кардиальной его части недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям. Слизистая оболочка пищеварительного канала у недоношенных нежная, тонкая, легко ранимая, богато васкуляризована. Отмечаются низкая протеолитическая активность желудочного сока, недостаточная выработка панкреатических и кишечных ферментов, а также желчных кислот. Все это затрудняет процессы переваривания и всасывания, способствует развитию метеоризма и дисбактериоза. У 2/3 недоношенных детей, даже находящихся на естественном вскармливании, имеется дефицит бифидофлоры кишечника в сочетании с носительством условно-патогенной флоры.

Особенности функционирования эндокринной системы недоношенного ребенка определяются степенью его зрелости и наличием эндокринных нарушений у матери, обусловивших преждевременные роды. Как правило, координация деятельности эндокринных желез нарушена, прежде всего по оси гипофиз - щитовидная железа - надпочечники. Процесс обратного развития фетальной зоны коры надпочечников у новорожденных заторможен, задержано становление циркадных ритмов выделения гормонов. Функциональная и морфологическая незрелость надпочечников способствует быстрому их истощению. У недоношенных детей относительно снижены резервные возможности щитовидной железы, в связи, с чем у них возможно развитие транзиторного гипотериоза.

Половые железы у недоношенных детей менее активны, чем у доношенных, поэтому у них значительно реже проявляется так называемый половой криз в первые дни жизни.

У девочек зияет половая щель (недоразвитие больших половых губ). У мальчиков отмечается недоопущение яичек, мошонка пустая, очень маленькая, с гладкой натянутой кожей.

Крипторхизм – это состояние, при котором одно или оба яичка не находятся на своем месте в мошонке. При внутриутробном развитии яички располагаются в брюшной полости плода. В норме незадолго до родов яички опускаются в мошонку и у доношенного ребенка при рождении или в первые дни после рождения яички должны определяться в мошонке.

Темпы нервно-психического развития недоношенных детей в первые 1,5 года обычно замедленны, и степень этой задержки зависит от степени недоношенности - это своеобразная «норма» для незрелых детей. При отсутствии поражения нервной системы даже крайне незрелые дети к 2-3 годам по уровню психомоторного развития не отличаются от доношенных, хотя у многих из них сохраняются эмоциональная лабильность, утомляемость и быстрая истощаемость нервных процессов. Полноценное развитие недоношенных детей во многом зависит от социально-экономических и медико-организационных факторов

1.5. Особенности ухода и организации выхаживания

Рис. №1недоношенный (незрелый) ребёнок

Первый период выхаживания недоношенных - это период постнатальной адаптации к окружающей среде у недоношенных детей растягивается на 1-2 мес. Вследствие незрелости органов и систем при неадекватных условиях возможны тяжелые срывы адаптации. Поэтому организация оптимальных условий выхаживания имеет для недоношенных детей чрезвычайно важное значение.

Температура воздуха в родильном доме должна быть не менее 22-23; ребенка принимают в теплые стерильные пеленки или непосредственно после рождения и отсечения пуповины помещают на специальный столик с подогревом (в инкубатор). Глубоко недоношенных детей в некоторых странах заворачивают в металлизированные пеленки для предотвращения потерь тепла. Перевод недоношенного ребенка из родильного дома в стационар для II - го этапа выхаживания, как правило, на базе клинических детских больниц при наличии специально оснащенных реанимационных машин с инкубатором и кислородным баллоном может осуществляться уже впервые часы жизни при отсутствии явных противопоказаний к транспортировке (внутричерепные кровоизлияния, гемолитическая болезнь). В специализированных отделениях недоношенных детей размещают в бокси-рованных палатах (2-3 ребенка в боксе). Детей, родившихся с массой тела менее 1500 г, а также более зрелых, но тяжелобольных недоношенных выхаживают в инкубаторах (кувезах).

Второй этап выхаживания недоношенного является начальным этапом реабилитации. Практически все недоношенные дети нуждаются в физической реабилитации: массаж, упражнения в воде, для чего необходимы специальное помещение с ваннами и обученный персонал. К реабилитации незрелых детей необходимо привлекать родителей, прежде всего мать (общение в палате, «кенгуру» - контакт «кожа к коже»).

Рис.№2 Поза кенгуру

Детям, находящимся в отделении с целью реабилитации, необходимо в летнее время организовывать прогулки на веранде или в саду

Следующий этап выхаживания и диспансерного наблюдения недоношенного ребёнка осуществляется под наблюдение специалистов детской поликлиники. Выписка недоношенного ребенка из стационара, на педиатрический участок осуществляется при наличии стойкой адаптации к внешней среде: самостоятельное сосание, регулярная прибавка массы тела (при выписке 2200-2300 г и более), достаточная терморегуляция. Незадолго до выписки мать обучают приемам ухода, массажа и упражнениям в воде.

1.6. Особенности вскармливания недоношенных детей

В связи с тем, что у недоношенного ребенка ослаблены или отсутствуют сосательный и глотательный рефлексы необходим индивидуальный выбор способа кормления, который определяется тяжестью состояния ребенка, массой тела при рождении, степенью недоношенности. Предпочтение раннего начала питания независимо от выбранного способа: в течение первых 2-3 часов после рождения ребенка и обязательно не позднее, чем через 6-8 ч; в тяжелых случаях через 10-12 ч после рождения; обязательное проведение "минимального" энтерального питания при полном парентеральном питании. Наиболее активно созревание ферментных систем у плода происходит в III триместре внутриутробного развития. Это связано с тем, что формирование структуры слизистой оболочки заканчивается в основном к 24-й неделе гестации. В более ранние сроки активизируются ферменты, участвующие в белковом и углеводном метаболизме, несколько позднее - в жировом. Максимальный уровень активности ферментов наблюдается в проксимальной части тонкой кишки.

При тяжелых перинатальных поражениях центральной нервной системы и инфекционных процессах у недоношенных новорожденных ферментативная активность пищеварительного тракта снижается в среднем в 1,5 раза. К месячному возрасту наблюдается лишь частичное ее восстановление. Новорожденные дети с массой тела более 2000 г при оценке по шкале Апгар 7 баллов и выше могут быть приложены к груди матери впервые сутки жизни. Обычно в родильном доме или стационаре устанавливается 7-8-разовый режим кормления. Для недоношенных детей свободное вскармливание является неприемлемым в связи с неспособностью таких детей регулировать объем высосанного молока и высокой частотой перинатальной патологии, однако возможно ночное кормление.

При грудном вскармливании необходимо внимательно следить за появлением признаков усталости, периорального и периорбитального цианоза, одышки и др. Наличие данной симптоматики является показанием к более редкому прикладыванию к груди или к полному переходу на кормление сцеженным материнским молоком из бутылочки.

Рис. №3 Кормление недоношенного ребенка сцеженным грудным молоком

Усилия медработников должны быть направлены на сохранение грудного вскармливания в максимально возможном объеме, учитывая особую биологическую ценность именно материнского нативного молока для незрелого ребенка и важную роль контакта матери с новорожденным во время кормления

При определении способа кормления и назначении его объема и состава необходимо учитывать индивидуальные особенности незрелого ребенка, сниженную толерантность к пище и повышенную потребность в энергетических субстратах.

Энтеральное вскармливание при отсутствии противопоказаний начинают обычно через 2-6 ч после рождения (сцеженное грудное молоко матери; более зрелых условно здоровых недоношенных можно приложить к груди).

Рис. №4 Энтеральное вскармливание Рис. №5 Виды назогастральных зондов

Можно начинать энтеральное питание на 3-5 день жизни у детей, перенесших тяжелую внутриутробную асфиксию, при этом снижается риск развития некротического энтероколита.

По мере улучшения общего состояния часть кормлений через зонд заменяют кормлением из соски. Прикладывание к груди недоношенного ребенка осуществляют по индивидуальным показаниям, при активном сосании и массе тела 1800-2000 г.

Попытки к началу энтерального питания должны быть сделаны как можно раньше, потому что, хорошо известны преимущества энтерального питания:

* улучшение кровоснабжения кишечника

* повышение уровня регуляторных гормонов

* формирование нормального биоценоза кишечника

* положительное влияние на иммунную систему кишечника и реализацию слизистой ЖКТ

* созреванию моторной функции кишечника

Доказано, что раннее введение минимального энтерального питания (трофического питания), обладает рядом преимуществ у больных недоношенных детей, нуждающихся в интенсивной терапии.

Начало энтерального питания у новорожденных должно основываться на оценке ряда признаков готовности к энтеральному питанию:

* отсутствие вздутия живота

* отсутствие пороков развития, требующих экстренного хирургического вмешательства

* наличие активной перистальтики

* нормальное отхождение мекония

При невозможности энтерального вскармливания (язвенно-некротический энтероколит, врожденные аномалии развития желудочно-кишечного тракта, упорная рвота и эксикоз на фоне различных заболеваний) ребенка переводят на частичное или полное парентеральное вскармливание.

ГЛАВАII: Принципы выхаживания недоношенных детей

2.1. Роль м/с в профилактике гипогалактии

Рис. №8 Кормление ребенка грудью

Как только у ребенка появляется сосательный и глотательный рефлексы его прикладывают к груди но до этого ребенок должен получать сцеженное донорское грудное молоко т.к. мама переживает стресс по поводу недоношенности своего малыша. Очень важно, что бы рядом был грамотный и не безразличный медицинский работник, который убедит ее в благоприятном исходе сложившийся ситуации, человек который дает рекомендации маме по уходу за ребенком это медицинская сестра в родильном доме и детской поликлиники.

Рекомендации кормящей маме по профилактике гипогалактии .
Мама должна есть столько раз, сколько кормит ребенка, т.е. за 30-60 минут до кормления ребенка маме достаточно съесть одно любое блюдо и выпить 1 стакан жидкости (для того, чтобы молоко было концентрированным). Нельзя кормящей маме есть сгущенное молоко, шоколад, жареные, копченые, острые блюда. Необходимо ограничить употребление экзотических фруктов с целью предупреждения развития у ребенка аллергии, расстройств желудочно-кишечного тракта. Спать маме обязательно нужно 8-9 часов в сутки. От 6 до 8 часов ночью и 2-3 часа днем вместе с ребенком ночью, при необходимости перепеленать, попоить малыша, желательно, чтобы к ребенку подходил любой взрослый, кроме мамы, т.к. ребенок будет чувствовать запах грудного молока от мамы и рефлекторно просить есть.

В последствие ребенок может перепутать день с ночью, гулять маме желательно 1,5-2 часа в день, имея возможность уделить время себе.

Перед кормлением ребенка маме желательно принять душ или помыть грудь и сцедить 2-3 капли грудного молока (с целью предупреждения развития молочницы у ребенка), т.к. они могут быть инфицированными и горькими - «перегоревшими», что спровоцирует в дальнейшем отказ ребенком от груди.

Для недоношенного, ослабленного ребенка, интервалы между кормлениями можно сократить на 20-40 минут.
Пить маме нужно от 2-х до 3-х литров в сутки, 1 литр из этого количества отводится на кисломолочные продукты (кефир, ряженка, йогурт и т.д.) для улучшения работы кишечника у ребенка.

Нельзя пить маме некипяченое коровье молоко, квас, газированные напитки (для предупреждения метеоризма у ребенка), алкогольные напитки
при соблюдении всех, без исключения, рекомендаций ребенок вырастет не только физически здоровым, но и эмоционально спокойным, жизнерадостным, без вредных привычек

Частоту кормлений также подбирают индивидуально. Для детей, вскармливаемых через зонд, возможны 2 варианта кормления: дробное порционное (7 или 10 раз в сутки, с 6-часовым ночным перерывом) или пролонгированное введение молока с помощью шприцевых насосов (введение порции молока в течение 2-3 ч, обычно 5-6 раз в сутки с небольшими перерывами). Последний способ вскармливания особенно показан детям с синдромом срыгивании, с явлениями частичного пареза кишечника или с дыхательной недостаточностью, а также при необходимости увеличения калорийности пищи маловесным и гипотрофичным детям

2.2. Введение прикорма недоношенным детям

Продукты прикорма вводятся недоношенным детям, начиная с 4-5- месячного возраста. Введение прикорма до 4-х месяцев недопустимо в связи с незрелостью, как пищеварительной системы, так и обменных процессов. Позднее назначение продуктов прикорма также нецелесообразно, поскольку запас нутриентов (минеральных веществ и отдельных витаминов) у детей родившихся раньше срока резко ограничен.

Введение прикорма осуществляется постепенно и последовательно.

Рис.№6 Введение прикорма недоношенным детям

Прикорм начинают с малых доз до кормления грудью. Каждое кормление должно заканчиваться прикладыванием ребенка к груди или использованием молочных смесей до достижения детьми 7-8 месячного возраста.

Расширение рациона питания начинается за счет введения фруктового пюре, овощного пюре или каши. Своевременное и адекватное введение прикорма является залогом успешного развития недоношенного ребенка, обеспечивает его гармоничное психофизическое развитие

2.3. Особенности развития и диспансерного наблюдения, вакцинация

Для физического развития недоношенных детей характерны более высокие темпы прироста массы и длины тела на первом году жизни (за исключением первого месяца). К 2-3 мес они удваивают первоначальную массу тела, к 3-5 - утраивают, к году - увеличивают в 4-7 раз.

Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает дифференцированный контроль за их физическим и нервно-психическим развитием, а также систематические осмотры специалистами (невролог, ортопед, окулист, по показаниям - хирург, аллерголог), индивидуальные оздоровительные и закаливающие процедуры в зависимости от наличия нарушений развития, подбор адекватной профилактики рахита и анемии, индивидуального прививочного календаря.

Большинство недоношенных детей не получают в родильном доме вакцину БЦЖ.

Вопрос о начале вакцинации решается, индивидуально начиная с 2-месячного возраста.

Рис.№7 Вакцинация недоношенных детей

Время начала прививок определяют с участием невролога. Учитывая возможный риск аллергических реакций, оценивают полноценность иммунного ответа. Прививки детям с измененной реактивностью часто проводят «под защитой» антигистаминных препаратов.

На всех этапах наблюдения недоношенного ребенка необходима активная совместная работа врача и родителей. Впервые дни и недели его жизни, мать, как правило, нуждается в психотерапевтической коррекции, «снятии» послеродового стресса. Для этого в отделении 2-го этапа должен работать психолог или психотерапевт (индивидуальные или групповые сеансы психотерапевтической коррекции). Мать (иногда и отец) должна контактировать с ребенком, находящимся в стационаре («кенгуру», общение с ребенком, находящимся в инкубаторе, колыбельные песни), на заключительном этапе выхаживания мать обучается уходу, массажу, упражнениям в воде. Патронажная медицинская сестра контролируют условия домашней жизни ребенка, своевременность медицинских вмешательств (посещения специалистов, анализы, прививки), занятия по стимуляции психоэмоционального и речевого развития. Соответствующая щадящая домашняя обстановка и регулярные занятия с родителями, сенсорная стимуляция (игрушки, колыбельные песни), тренировка элементарных навыков являются обязательными условиями для полноценного развития недоношенных детей

2.4. Правила применения кувеза

Рис.№9 Применение кувеза

Преимущества кувеза – это инкубатор, который даёт возможность выхаживать детей с экстремально низкой массой тела ниже 1,5 кг. Он автоматизирован и поддерживает нужную для ребенка температуру и влажность. Имеет необходимые доступы для проведения любой реанимации, в том числе и сердечно-легочной. Используется для длительной искусственной вентиляции легких. Опасность для жизни новорожденного представляет, прежде всего незрелость центра дыхания и терморегуляции, склонность к инфекции и кровотечению. Здесь необходима готовность к аспирации, искусственному дыханию, к кислородотерапии, иногда к медикаментозной профилактике витамином К и др.; при гипоксии и ацидозе - к внутривенным вливаниям глюкозы и щелочных растворов, к необходимости в кувезе.

Рис. №10 Стационарные инкубаторы – кувезы

2.5. Дезинфекция кувеза

1. Перед дезинфекцией кувеза его необходимо выключить. Опорожнить водяной бачок увлажнителя. Поменять марлевые фильтры отверстия кабины, через которые в кувез всасывается воздух. Приготовить один из указанных дезинфицирующих растворов. На 1 обработку кувеза расходуется 50-70 мл дезинфицирующего раствора.

2. Обработку кувеза дезинфицирующим раствором проводят методом протирания. Для протирания кувеза после дезинфекции следует использовать стерильную воду в количестве 100-150 мл. Протирание проводят стерильной ветошью или пеленкой.

3. Дезинфекция 3% раствором перекиси водорода с 0,5% моющего средства: ветошь смачивают в 3% растворе перекиси водорода с 0,5% моющего средства, слегка отжимают и дважды протирают внутренние поверхности кабины кувеза, полку и матрасик, а затем ручки кувеза. После этого крышку кувеза закрывают. Через 1 час камеру открывают и дважды протирают стерильной ветошью, после чего все поверхности камеры вытирают насухо. Включают бактерицидную лампу, проветривание и облучение продолжается 60 минут. После этого срока крышку кувеза закрывают, включают аппарат и выдерживают 5 часов. Затем в камеру можно помещать ребенка, предварительно залив увлажняющую систему кувеза дважды дистиллированной водой (3-3,5 литра - до метки шкалы 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив источники литературы по заданной теме, проведя исследовательскую работу при прохождении практики в ДГКЦ №13 им. Н.Ф. Филатова: побеседовав с медицинским персоналом отделения выхаживания недоношенных детей, с мамами недоношенных детей я пришла к выводу, что здоровье новорожденного ребенка зависит от высокого профессионализма медицинского персонала и аппаратуры, которая дает возможность следить за состоянием и поддерживать оптимальный режим жизнедеятельности плода и новорожденного, что определяет саму возможность сохранения жизни ребенка.

Основным условием успешного выхаживания недоношенных детей является создание отделений трех этапов. Самым результативным является II этап, когда на 7 - 10-й день жизни детей с массой тела до 2000 г переводят из родильного дома в отделение патологии новорожденных детского стационара. Перевод недоношенных новорожденных с I этапа (родильный дом) на II осуществляют после предварительной договоренности на заранее подготовленное место. Транспортировку детей проводят в специально оборудованных машинах, которые оснащены переносными инкубаторами, кислородом, что способствует максимально приближенному к внутриутробному состоянию доношенного ребенка. При отсутствии специальных машин для перевозки недоношенных детей применяют обыкновенные машины скорой помощи, что провоцирует осложнения в выхаживании и развитии недоношенного ребенка.
На третьем, не менее важном этапе, диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает: дифференцированный контроль над их физическим и нервно-психическим развитием. Ребенок наблюдается педиатром и узкими специалистами по специальному плану, который составляет участковый врач, но неукоснительно выполняет участковая медицинская сестра.

Большую роль по профилактике недоношенных детей отводится медицинским работникам среднего звена, медицинским сестрам.

  1. будущей маме своевременно посещать гинеколога с целью ранних выявлений патологий
  2. своевременно и правильно проводить дородовые патронажи с целью выявления групп риска и их устранения
  3. контролировать выполнение беременной, рекомендаций врача и медицинской сестры по ее режиму питания, сна и отдыха, пропаганде грудного вскармливания ребенка, методам профилактики гипогалактии
  4. внимательно подходить к диспансеризации недоношенных детей в условиях поликлиники
  5. время начала прививок определять с участием невролога, учитывая возможный риск аллергических реакций, оценивать полноценность иммунного ответа
  6. на всех этапах наблюдения недоношенного ребенка необходима

активная совместная работа медработников и родителей

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Скворцова В.А. Алгоритмы вскармливания недоношенных детей: д-ра мед. наук. М., 2007. 41 с.

2.Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Яцык Г.В. и др. Вскармливание недоношенных детей //Лечащий врач. 2007, № 2, с. 64-68.

3.Нетребенко О. К. Некоторые эссенциальные микронутриенты в питании недоношенных детей. М., 2006. 136 с.

4.Яцык Г.В. Особенности пищеварительной системы у недоношенных детей:. д-ра мед. наук. М.,2008. 32 с.

5.Сударова О.А. Моторно-эвакуаторная функция желудка у недоношенных детей при различных видах вскармливания: канд. мед. наук. М.,2009. 23 с.

В 1994 году Беларусь перешла на критерии ВОЗ по учету новорожденных. Младенцев массой 500 г и более, появившихся в сроке от 22 недель, стали считать живыми людьми и прилагать усилия для их спасения

В 1994 году Беларусь перешла на критерии ВОЗ по учету новорожденных. Младенцев массой 500 г и более, появившихся в сроке от 22 недель, стали считать живыми людьми и прилагать усилия для их спасения (прежде фиксировали как поздние выкидыши).

Ежегодно в стране рождаются раньше положенного срока свыше 5 000 деток, из них более 250 имеют экстремально низкую массу тела (ЭНМТ) - до килограмма. Что стоит за каждой попыткой сохранить жизнь такого малыша? С какими проблемами сталкиваются медики?

О 20-летнем опыте выхаживания рассказывает заведующая лабораторией клинической неонатологии, реабилитации новорожденных и детей первого года жизни РНПЦ «Мать и дитя» кандидат мед. наук, доцент Татьяна Гнедько.

«Каждый десятый младенец, который появляется на свет в РНПЦ «Мать и дитя», рождается раньше срока. В Беларуси среди недоношенных больше всего малышей от 2 000 до 2 499 г - 63%; 1 500–1 999 г - 21%, от 1 000 до 1 499 г - 11%, от 500 до 999 г - 5%».


К самостоятельному существованию не готов. Протезируем функции

- Татьяна Васильевна, от чего зависит жизнеспособность недоношенных малышей?

Во-первых, от срока гестации. Формирование функций, которые необходимы для самостоятельного существования, завершается после 28 недель… Чем раньше ребенок покинул утробу матери, тем больше у него незрелых клеток, тканей, систем, тем он слабее и уязвимее. Несовершенны легкие, нервная и иммунная системы, ЖКТ, почки, кожа…
Во-вторых, от массы тела. Наименее жизнеспособны дети от 500 до 999 г. Самый неблагоприятный прогноз - у маловесных двоен и троен.
Имеет значение и врожденная патология, в т. ч. инфекции, с которыми ребенок появился на свет.

- В чем особенности состояния маловесных недоношенных?

Такой младенец физиологически не готов к существованию в нашем мире. Температура окружающей среды ниже, чем в материнской утробе, а система терморегуляции не отлажена - он быстро переохлаждается и перегревается. Этому способствуют тонкие, уязвимые кожные покровы без подкожно-жирового слоя. Малышу нужно постоянно находиться в инкубаторе (кувезе), где поддерживаются оптимальная температура, влажность и другие физические факторы. Все средства ухода и приборы, которыми прикасаются к крохе во время медицинских манипуляций, инфузионные растворы обязательно подогреваются.
Дыхательная система включается с первым вдохом. У недоношенных не вырабатывается вещество, обеспечивающее эластичность легочной ткани и препятствующее слипанию альвеол при выдохе, - сурфактант. Необходимо давать специальные препараты-заменители; если не может дышать - подключать к аппарату ИВЛ или CPAP (спонтанного дыхания под положительным давлением).
Глаза преждевременно родившегося малыша не приспособлены к свету. Он слишком яркий и, попадая на незрелую сетчатку, наряду с другими факторами провоцирует развитие ретинопатии недоношенных (патология ведет к слепоте). Инкубаторы накрывают специальными чехлами и стараются использовать местное освещение. Офтальмологи регулярно обследуют глаза для предупреждения ретинопатии. На ранних стадиях она, бывает, самопроизвольно исчезает. Важно не пропустить 3-ю (заднюю агрессивную), когда в течение 72 часов нужно провести хирургическое лечение.
Самые опасные осложнения таит незрелость мозговых структур. Организм недоношенного не умеет автономно регулировать мозговой кровоток. Если, к примеру, взрослый среагирует плохим самочувствием на перепад артериального давления в 20 мм рт. ст., то малыш, появившийся раньше срока, - в 1 мм рт. ст. А ведь повышение давления у такого ребенка провоцируют любая манипуляция, неосторожное прикосновение. Стенки сосудов головного мозга тонкие, слабые, они легко разрываются, что приводит к церебральным кровоизлияниям.
Массивные поражения скомпенсировать невозможно. Как правило, они становятся причиной смерти или тяжелой неврологической патологии (ДЦП, гидроцефалии).

- Правда ли, что кислород, который необходим для респираторной поддержки, тоже может навредить?

Высокие его концентрации так же опасны, как и низкие. Гипероксия вызывает повышение внутримозгового давления - есть риск кровоизлияния в мозг и сетчатку глаза. Чтобы это предупредить, механическая ИВЛ последнее время используется в критических ситуациях, чистый кислород дается только при реанимации, затем его доля снижается до 21%. Сейчас внедряется технология раннего применения постоянного положительного давления в дыхательных путях, когда не нужно интубировать, а кислород подается через носовые канюли.

- Как долго малыш должен находиться в стационаре?

Сколько его недоносила в утробе мать.
Пребывание в отделении реанимации для респираторной поддержки и интенсивной терапии - 1-й этап выхаживания. В зависимости от тяжести состояния ребенок лежит здесь от 6 до 30 дней. Когда состояние стабилизировано, налажено кормление, переводят на 2-й этап - в педиатрическое отделение для недоношенных.

- Как и чем кормят?

В идеале младенец должен получать сцеженное грудное молоко. Но поскольку родился преждевременно, то молозиво неполноценное, его нужно обогащать специальными смесями.
У детей весом более 1 700 г есть сосательный рефлекс. Однако из-за незрелости пищеварительной и эндокринной систем они не в состоянии усваивать многие вещества, в частности белки: нет энергии на расщепление. Объем желудка - всего несколько миллилитров, не развита моторика, не вырабатываются нужные ферменты. Поэтому вначале дают дистиллированную воду, затем - по чуть-чуть питательную смесь. Если ребенок не может сосать - применяют зонд.
В критических состояниях, а также при патологии ЖКТ прибегают к парентеральному питанию. Учитывая хрупкость сосудов, устанавливают катетер длительного использования, с помощью которого вводят инфузионный раствор малыми дозами на низкой скорости.

Технологии против иммунитета

- Что самое сложное в длительном процессе терапии и выхаживания недоношенного?

Выдержать баланс технологий. Восстановление любой функции связано с вторжением в стерильные среды. Инвазивные манипуляции всегда сопряжены с риском занести инфекцию. И хотя большинство расходных материалов одноразовые, вызвать тяжелый воспалительный процесс способен безобидный микроорганизм, т. к. не сформирована иммунная система. Иммуноглобулины G активно проникают через плаценту и передаются малышу от матери в последние месяцы беременности, чтобы он родился с возможностью сопротивляться внешним инфекционным агентам.
Кроме того, кожа во много раз чувствительнее, чем у доношенного, - прикосновение приносит дискомфорт и боль. А хроническая боль даже у взрослого нередко приводит к нарушению функций.

- Каковы результаты выхаживания в РНПЦ «Мать и дитя»?

Около 75% малышей с массой тела при рождении менее 1 000 г выживают до 1 месяца. Остальные гибнут в основном от глубокой незрелости, врожденной пневмонии, сепсиса, церебральных кровоизлияний.

Двадцать лет назад, когда рождался недоношенный малыш, его спешно заворачивали в теплую пеленку и бежали, прижав к груди, в отделение. Сегодня для транспортировки используют специальные кувезы с программным обеспечением. Анестезиолог-реаниматолог Ольга Горецкая (слева) и медсестра Тамара Александрович перевозят ребенка из родильного в отделение анестезиологии-реанимации.

- А как со здоровьем у выживших?

В среднем на 1 доношенного приходится 1,3 заболевания, на недоношенного - 2, а с ЭНМТ - 3.
Многое зависит от своевременности хирургических вмешательств и комплекса реабилитационных мероприятий. Если все делается правильно, то к первому году жизни большинство недоношенных отстают
только по показателям нервно-психического развития, а к 3 годам (при условии качественного ухода и развивающих методик!) ни в чем не уступают сверстникам, родившимся в срок.

После внедрения системы ранней профилактики ретинопатий недоношенных каждый год снижается число осложнений этого заболевания, т. е. уменьшается риск слепоты.

До 10% выживших глубоко недоношенных малышей страдают ДЦП. Иногда возникают тяжелые некротические колиты, которые приводят к смерти в первый год жизни. При генетических предпосылках развиваются легочные дисплазии - чаще у детей после механической ИВЛ (теперь применяется только в критических состояниях и по строгим показаниям). В остальных случаях используется бережная респираторная поддержка.

- В нашей стране расходы по спасению жизни маловесного недоношенного ребенка берет на себя государство…

Койко-день в отделении анестезиологии-реанимации с палатами для новорожденных РНПЦ «Мать и дитя» обходится в сумму около 3 миллионов рублей. Курс интенсивной терапии в среднем стоит более 26 миллионов.
Когда состояние стабилизировано, уход и лечение становятся менее затратными: сутки пребывания в педиатрическом отделении для недоношенных - 405 тысяч, лечение - свыше 11 миллионов рублей.

- Если ребенок становится инвалидом, у некоторых возникает вопрос: а стоило ли это таких усилий?

Технологии совершенствуются, накапливается опыт. Раньше столь высокого показателя выживаемости недоношенных в Беларуси не было (в 2000 году - всего 28%). Будем дальше работать - сможем повысить и качество жизни.
В некоторых странах реанимацию и интенсивную терапию глубоко недоношенных проводят только с согласия родителей.

Сразу после преждевременных родов малыша забирают от матери, и она долго с ним разлучена. Это тяжелый стресс…

Нужно соблюдать санэпидрежим, сохранять стерильную среду в палатах. Нередко преждевременные роды происходят из-за наличия у женщины инфекции.
Мамы и другие родственники маловесных младенцев нуждаются в психологической поддержке. Глубоко недоношенные дети совсем не похожи на розовощеких крепышей, каких мы часто видим в СМИ как олицетворение счастливого материнства… Нужно повышенное внимание, много энергии, а у пациентки, истощенной длительным ожиданием, к моменту выписки из стационара уже нет сил…
В последние годы шире внедряется семейно ориентированный уход за недоношенными. В отделении анестезиологии-реанимации с палатами для новорожденных установлено время, когда мама может не только увидеть ребенка, но и прикоснуться к нему, а в педиатрическом отделении для недоношенных - и принять участие в уходе.
В нашем центре планируют строительство отдельного корпуса, где в палатах рядом с инкубаторами для недоношенных будет предусмотрено нахождение мамы и родственников.

Медсестра Диана Стахович - в отделении анестезиологии-реанимации с палатами для новорожденных.
К инкубатору одновременно подключены несколько аппаратов. Один подает лексредства; другой вентилирует легкие; третий осуществляет фототерапию, если развивается желтуха новорожденных. Многочисленные датчики фиксируют температуру, давление, сердцебиение… Круглосуточно нужно следить за показателями и проводить коррекцию.

В выхаживании недоношенного роль медсестры огромна. Уложить в правильную позу, которая максимально соответствует внутриутробной, - настоящее мастерство. Специальные укладки называются «гнездо». Обычного ребенка, чтобы перевернуть, можно слегка потянуть за ручки. У недоношенного нет тонуса мышц - берут аккуратно все тельце сразу, поддерживая головку; резкие движения недопустимы.
Медсестра Анастасия Рамизовская ухаживает за малышом в педиатрическом отделении для недоношенных.

Мнение

К детям с ЭНМТ нужен взвешенный подход

Дмитрий Дегтярёв,
заместитель директора ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова», главный внештатный неонатолог ЦФО России

Дискуссии по поводу того, выхаживать ли глубоко недоношенных (весом менее килограмма), не утихают в России и на Западе. На мой взгляд, нужно выделить тех, кто родился с массой 750–999 г. При очень хорошем досмотре среди них выживают более 90% с низким процентом инвалидизации. Т. е. усилий много, но налицо и результат.
А вот у тех, кто появился на свет на 22–23--й неделе и весит менее 750 г, не все так оптимистично. Плод незрелый, и часть функций специалисты не в состоянии заменить. Одна из причин дискуссий о целесообразности поддерживать жизнь глубоко недоношенных - зрительный дефицит.
В развитых странах подход дифференцированный. Если младенец рождается на 24--й неделе и позже, его однозначно выхаживают. При более раннем сроке вопрос выносится на обсуждение врачей и родителей.
Когда такой ребенок - единственный шанс иметь полноценную семью, мать и отец хотят малыша при любом раскладе, а у больницы достаточно ресурсов, чтобы выходить такого пациента, то медработники приступают к реанимации и интенсивной терапии. Если же взрослые сомневаются, готовы ли к тяжелым последствиям, а у младенца выявляют грубые отклонения в развитии, то в первые 2–3 дня жизни осуществляется переход на паллиативную поддержку.
В своей клинической практике я не видел примеров успешного выхаживания детей, рожденных до 24-й недели. Чаще у них ДЦП и умственная отсталость.
Существуют специальные инструментальные тесты, позволяющие определить, насколько поврежден мозг. Если фиксируется грубое массивное кровоизлияние, то наивно ожидать чуда. У семьи, врачей и государства должно быть право перейти от высокотехнологичной помощи, которую используют для детей с ЭНМТ, на гуманное поддержание жизни доступными методами.
Впрочем, связь ЭНМТ и инвалидности неоднозначна.