Как бороться с лженаукой: плохие и хорошие способы. Социальная психология в действии


Мифы и лженаучные заблуждения будут жить, пока существует человечество, но это не повод опускать руки. Мы не в силах искоренить лженауку полностью, но можем заставить маргиналов отступить на несколько шагов. Известный научный журналист Александр Соколов расскажет, какие способы противодействия лженауке есть и какие он считает бессмысленными и даже вредными.

Обсуждаются следующие вопросы:

  1. Что нужно делать, чтобы помочь знакомым «опомниться» и покупать эффективные лекарства?
  2. Какие действия против лженауки исчерпали себя и попросту тратят наше время?
  3. Что делать, чтобы молодёжь шла в науку?
  4. Как каждый из нас может помочь развитию науки в стране?
Александр Соколов, научный журналист, популяризатор науки, создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, автор книг «Мифы об эволюции человека» и "Ученые скрывают? Мифы XXI века.
Комментарии: 0

    Александр Соколов

    Столкнувшись с человеком, отстаивающим лженаучные идеи, кто-то промолчит, а кто-то яростно бросится «в бой». Летят пух и перья, число спорщиков растет, страсти накаляются. Если ввязываться в спор, то как и ради чего? Возможно ли переубедить оппонента, и нужно ли? И какие приемы использовать? В каком случае дискуссия бессмысленна, и какую пользу мы сами можем из нее извлечь?

    Научный журналист, преподаватель, редактор интернет-портала Антропогенез.ру, посвященного эволюции человека Александр Соколов в гостях у шоу «Парк культуры и отдыха».

    Кругляков Э. П.

    Александр Соколов

    Как историки изучают прошлое? Можно ли верить летописцам? Как отличить подлинный исторический документ от подделки? Кто победил в битве при Кадеше? Правда ли, что Александрийскую колонну водрузили в Петербурге атланты?

    Ричард Докинз

    «Враги разума» документальный фильм в двух частях («Рабы суеверий» и «Иррациональная служба здравоохранения») о суевериях и иррационализме. Ведущий и сценарист Ричард Докинз рассматривает обоснованность астрологии, биолокации, гомеопатии и других научно неподтверждённых практик, и делает предположения о причинах их популярности. Включает, среди прочего, интервью с Дипаком Чопрой и Дерреном Брауном.

    29 сентября 2015 года в Центральном Доме журналиста состоялся семинар «Наука и лженаука в СМИ: современные вызовы», организованный факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Союзом журналистов России и Союзом журналистов Подмосковья. Журналисты и редакторы подмосковных СМИ вместе с экспертным сообществом обсудили способы популяризации научных знаний в современном мире, технологии выявления лженаучной информации, методы противодействия фальсификации науки.

    Александр Сергеев

    Лекция члена комиссии по борьбе с лженаукой РАН, научного журналиста, координатора Клуба научных журналистов Александра Генриховича Сергеева по теме "Меметическая эпидемия лженауки и массовые коммуникации: причины, диагностика, угрозы и трудности противодействия" Мемориальный музей-квартира Ф.И. Шаляпина, г. Санкт-Петербург, 23 апреля 2015 г.

    Анна Урманцева, Владимир Порус, Алексей Семихатов

    На грани безумия

    Включаем телевизор и вот они, любимые темы околонаучной журналистики - конец света, заряженная вода или чудеса экстрасенсорики! Хочется над всем этим весело посмеяться. Но не слишком ли далеко все уже зашло? Почему всё большее число зрителей начинают верить в обман с телеэкрана? Взять, да и ввести в средства массовой информации ввести жёсткую цензуру. Но как тогда быть со свободой слова? И, как вообще отделить истинную науку от лженауки? Ведущий программы Алексей Семихатов задал эти вопросы гостям программы - научному обозревателю Анне Урманцевой и доктору философских наук, Владимиру Порусу.

http://vikent.ru/enc/5316/
Соколов Александр Борисович

15 признаков псевдо-науки в статье, книге, телепередаче, веб-сайте

« - Кому наука в пользу, а у кого только ум путается. Ежели
все пойдут в учёные да в благородные, тогда некому
будет торговать и хлеб сеять. Все с голоду поумирают.

- А ежели все будут торговать и хлеб сеять,
тогда некому будет учёния постигать.

И, думая, что оба они сказали нечто убедительное и веское,
Кузьмичов и отец Христофор сделали
серьёзные лица и одновременно кашлянули».

Серьёзный учёный, говоря о гипотезе, пусть даже поддержанной многочисленными свидетельствами - понимая риски категоричных утверждений - обычно добавляет: «вероятно», «можно предположить», «большинство специалистов согласны с тем, что…». Это - хороший тон в научной публикации.

Лже-учёный, излагая свой взгляд на события, произошедшие 1000 (или миллион) лет назад, описывает их так уверенно, как будто всё видел собственными глазами…

Культура работы с источниками

7) Список литературы в конце научной статьи или книги:

Отсутствует вообще;

Содержит только русскоязычные ресурсы;

Наука интернациональна, а ведущие научные журналы, увы, издаются за пределами России и на английском языке

Не содержит источников последнего года / десятилетия;

Ситуация в науке меняется очень быстро. Настоящий учёный в курсе того, что происходит в его области сегодня, а не полвека назад.

Цитата 1: «Отсутствие свидетельств эволюции в летописи окаменелостей смущало ещё Дарвина , общепризнанного отца эволюционной теории…»

П. Будзилович. Эволюция лжи в теории эволюции. Нью-Йорк, 2010

(даже если поверить этому утверждению, то апелляция к ситуации в палеонтологии 150 лет назад, когда эта наука только формировалась - «мощный» довод…)

Цитата 2: «Ещё в середине XX столетия проф. В. Зеньковский, например, писал: «Не менее важно крушение идеи непрерывности в биологии - в проблеме развития одних видов животных из других»

Алексей Ильич Осипов, проф. Московской Духовной Академии, «Путь разума в поисках истины» http://www.aosipov.ru/texts/

Цитата 4: «Если автор ссылается только на популярные работы, новостные сайты и т.п., это означает, что он либо поленился добираться до первоисточников (а лень - не то качество, которое отличает настоящего учёного), либо верит всему, что пишут в новостях, и не знает, что популярным авторам нередко свойственно ошибаться (а ещё чаще - упрощать, что тоже не прибавляет надёжности построениям, основанным на таких источниках)».

Светлана Бурлак,

Правильно указывать источник с точностью до страницы ().

Неправильно:

Вообще не ссылаться…

Ссылаться в стиле: «И. Петров писал»; «знакомый рассказывал»; «учёные доказали»…

Цитата 1: «учёные доказали интересный факт: когда голова в холоде, мозг становится гуще».

14) Отсутствие конкретики.

В нормальной научной литературе (аналогично корректному цитированию) принято при описании фактов давать их настолько конкретно, насколько это возможно - чтобы читатель мог при необходимости проверить соответствие информации действительности. Это - типовая страховка от рисков научной ошибки.

Например, если указывается археологическая находка - в нормальной литературе принято указывать точное место находки, её автора и каталожный номер.

Если рассказывается об особенностях животного - современного или вымершего - должно указываться конкретное видовое латинское название.

Цитата: Чем меньшее понятие имеет человек о предмете, тем более общими понятиями он склонен оперировать. Например, апеллирует к «местному диалекту представителей коренных африканских народностей» - не потрудившись узнать, что языков в Африке сильно больше полутора тысяч. Или говорит о том, что «у животных общение ограничивается проявлением эмоций», - никак не оговаривая ни референциальные системы предупреждения об опасности (как у верветок, различающих крики на орла, на леопарда и на змею), ни системы дистанционного наведения, как у пчёл или муравьёв. Тот, кто дал себе труд разобраться в предмете подробно, просто не сможет сказать «первобытный человек» - ему обязательно захочется уточнить, был ли это неандерталец , или хабилис , или кто-нибудь ещё (или даже назвать конкретные останки по инвентарному обозначению), уж очень они разные, не так легко подобрать признак, который характеризовал бы их всех в равной мере.

Светлана Бурлак, «Происхождение и эволюция языка: наука и лженаука говорят об этом по-разному»

15) Неупоминание альтернативных гипотез. Автор обсуждает свою гипотезу, не сравнивая её с другими подходами к проблеме (часто даже не зная о них), в крайнем случае - кратко упоминая (как бы отмахиваясь). (Вариант: автор выбирает среди множества гипотез наболее слабую - и с лёгкостью расправляется с ней под аплодисменты несведущей публики…)

Но ведь важно не только то, что объяснение кажется логичным - оно должно быть лучше, точней, чем другие существующие версии - например, согласовываться с бОльшим количеством фактов.

Выводы:

2. Псевдоучёные - разношёрстная публика. Среди них - и откровенные сумасшедшие, и жулики, и заигравшиеся деятели шоубизнеса, и, увы, деградировавшие настоящие учёные . (Кстати, из этой братии обычные психи - кажется, наименее опасны, так как их по крайней мере, легче всего распознать…) Разбираться в деталях мотивации этих людей - неблагодарное время. Важней - беречь свою голову… Возможно, Вам в этом помогут приведённые в материале 15 признаков.

3. Из любого правила бывают исключения. Чудачества и странности встречаются и у настоящих учёных. Учёный - живой человек, который может совершать ошибки, и не свободен от предрассудков. Поэтому один отдельно взятый признак из приведённого списка - ни в коем случае не приговор. Но чем больше признаков «встретились вместе» в анализируемой Вами статье, книге, телепередаче и т.п. - тем больше поводов для тревоги.

4. Не дай Бог попасть под влияние псевдо-учёного, особенно в нежном юном возрасте…